Перекресток семи дорог. Черногория.

    А когда заклубится закат, по углам залетая,
    Пусть опять и опять предо мной проплыву наяву
    Синий буйвол и белый орел и форель золотая.
    А иначе зачем на земле этой вечной живу?
    Б.Окуджава, "Грузинская песня"

    Будва: курортный городок, где мы жили.

    Черногория - одна из немногих стран, посетив которую, я не готова ее рекомендовать. Хотя бы потому, что за сопоставимые деньги можно побывать в Хорватии, и получить гораздо большее удовольствие. Даже Адриатическое море – вроде бы то же самое – в Черногории показалось мне гораздо скучнее и однообразнее, чем в Хорватии, куда-то делись почти все водоросли и шнырявшие у побережья рыбки, так похожие на моих аквариумных гурами.

    Возможно, мы неудачно выбрали курорт, и Будва – самое испорченное туристами место. В ходе нашей краткой автопрогулки по городам Черногории мы встретили несколько очень милых мест (Петровац, Котор), правда, не узнавали о представленности в них туристической инфраструктуры. Вся страна протянулась не более чем на 200 километров вдоль побережья, от Бара до любой точки Черногории автобусы ходят ежечасно и добраться от одного города до другого – не сложнее, чем от одного удаленного уголка Москвы до другого.

    "Старый город" - центральная часть Будвы - довольно красив, но жить в нем дорого. Мы снимали апартаменты в "обычной" части города. Одна комната с небольшой террасой и палисадником обходилась нам в 20 евро в сутки.

    Старый город.

    Немного портретов. Эта фотография кажется мне похожей на яркие картины старых мастеров.

    Вид с пляжа на Старый город.

    И на прибрежную часть Нового города.

    Цветок магнолии. Они именно такой: большой белый одиночный цветок на дереве. А вот цветок, воспетый Вертинским в "Танго Магнолия" - вовсе не магнолия, а орхидея.

    Ужин. Завтракали и ужинали мы преимущественно в ресторанах, обычно два раза в день.

    Ночь. Концерт. Настя.

    Хозяева пансионатов, продавцы, экскурсоводы в Черногории – в большинстве случаев сербы или ...русские; черногорцы почти не видны. Язык, как мне показалось, довольно сильно отличается от сербского и менее понятен, но русский там чрезвычайно популярен, пожалуй, больше чем в Сербии. Очень много русских туристов, что, к сожалению, усилило и без того не блестящее впечатление.

    Из черногорской части поездки мне больше всего понравились две вещи: сплав по реке Таре - настолько, что, пожалуй, я бы вернулась еще когда-нибудь в Черногорию только ради недельного, а не однодневного, как в этот раз, сплава, и поездка на автомобиле вдоль побережья, несмотря на безвременное и печальное ее окончание.

    Чудесны горы – вполне себе зеленые; по одной из версий название Черногория происходит от лежащего на горах чернозема, благодаря которому они покрылись такой замечательной пушистой зеленью – как в детской загадке: «черные, потому что зеленые». Скальные породы серо-рыжих тонов, не черные, слоистые.

    Горы и фигурка «бегущей по волнам», Будва

    Сплав по Таре

    Впечатлил сплав на рафте - резиновом плоте - по реке Таре. Одно-, двух-, трехдневные и даже недельные рафтинги в любых вариациях продаются в любом экскурсионном стенде Будвы, да и любого другого города наверняка тоже. Сплав прекрасен!

    Виды сняты во время стоянки. На время пребывания на плоту фотоаппараты просили убрать - не зря, поскольку под конец поездка лодка все же перевернулась, опрокинув нас вместе с гидромешками в холодную воду горной реки. Не исключаю, что руководитель похода сделал это нарочно, чтобы было что вспомнить. Если это и так, на него никто не обиделся.

    Таких каньонов, высотой, пожалуй, метров 800, если не больше, я раньше не видела даже на родном Алтае. До Тары ехали автобусом около 300 км по красивейшим серпантинным дорогам, экскурсионным автобусом. Впечатлили тоненькие мосты, перекинутые через пропасть (заснять не получилось, поскольку остановка для фотографирования была прямо на мосту, а отойти не представлялось возможным).

    Каньоны на Таре

    Небольшой водопад. Был рафтинг и к большим водопадам - когда-нибудь я обязательно его испытаю.

    Четырехчасовой сплавной маршрут заканчивался на границе трех государств: Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины (Босния и Герцеговина - одна страна, а не две; ее столица, Сараево, в 1984 году была хозяйкой летних Олимпийских игр). Охраны на КПП почти нет; я специально «посетила» Боснию и Герцеговину и сделала несколько кадров – мешать мне никто не пытался.

    Государственный флаг Боснии и Герцеговины

    И пограничный пункт.

    Автопрогулка по серпантинным дорогам Черногории.

    Проехалась на автомобиле по серпантинке. Стаж вождения у меня на тот момент был не более двух месяцев, а у Насти не было вовсе, поэтому поездка закончилась быстро и печально. На развороте я зацепила встречную машину, пришлось дождаться местной полиции, зафиксировать ДТП и заплатить штраф властям Черногории за нарушение законодательства (ПДД возведены в ранг закона). Продолжать поездку мы не решились, а компания-арендатор не вернула нам 150 евро залога за машину (хорошо, что оставили деньги, а не паспорт). Мы в отместку не залили в бак бензина, что должны были сделать по условиям договора (впрочем, в этом случае им следовало вернуть нам залог, т.к. мы честно дождались полиции и уплатили все штрафы)

    Крепостная стена в Которе (день; ночь)

    Котор, Старый город, бухта и белье на фоне древних колонн

    Монастырь на острове

    Придорожные церкви

    Корабль в городке Тиват, что по пути от Будвы до Котора.

    В Которе чрезвычайно хорош Старый город – часть города, обнесенная крепостной стеной, и сама эта стена, змейкой заползающая на гору, и особенно отражение этой змейки в ночной бухте. Примечателен расположенный на острове монастырь; как к нему попасть, мы не сообразили, а времени искать подступы не было. Вдоль дороги много красивых старых церквей и садов – мы пожалели, что отвели на автопрогулку так мало времени. Улицы украшены пушками и якорями; пушек особенно много, наверное, такие «памятники» устанавливались в период разоружения.

    От Бара до Нови Сада удалось взять билеты на поезд (для этого специально ездили до железнодорожного вокзала в Баре). Билеты нам продали самые дорогие, но зато исключительно удобные, в трехместном купе, причем третье место было свободно. Расположить на одной стене три спальных места одно над другим – не самая удачная идея; если «средний» сосед окажется не слишком контактным, то остальным не удастся даже присесть, впрочем, у нас с Настей такой проблемы не было. Зато прямо в купе обнаружился умывальник – мы были избавлены от утренних очередей! Хотя, пожалуй, для поезда такое нововведение – скорее излишество. Общительный проводник объяснил нам жестами, что его дочь в институте учит русский, и попросил выслать последний роман Айтматова «Когда падают горы, или Вечная невеста». Но впрочем, мы его вскоре выпроводили и стали общаться между собой.

    Приехав домой, Айтматова прочитала: стыдно стало, что черногорцы его читали, а я - нет.


    Начало поездки - Белград, Сербия

    Окончание - Нови Сад, Сербия.


    Понравился пост? Поделись ссылкой:


    Комментарии

    Сергей (5 июля 2015):
    Страна скучная , дорогая , продукты не вкусные , апартаменты дорогие , пляжи грязные , кругом пенсионеры-пионеры , визжат дети , мусор , пивные животы русских дачников , им по хер где бухать - в Черногории или у себя в Красково во дворе ,,, отвалили 1200 € за 10 дней , плюнули , поставили "крест" на этой шляпе ,,,
    Нина Табакова (6 июля 2015):
    У меня сложилось менее мрачное впечатление (продукты понравились, например), но в целом согласна: есть курорты поуютнее черногорских.