Новогодний Будапешт 2016

В Будапешт мы отправились вдвоем с мужем - впервые за последние 5,5 лет решились оставить дочку на бабушку.

Билеты мы купили в компании-лоукостере WizzAir, отель забронировали через систему Hotellook, визу оформили в визовом центре. Поначалу, когда вместо запрошенной годовой мультивизы мне дали однократную, мне показалось, что подготовка к поездке идет не очень хорошо. Но потом, когда я узнала, что моей подруге и вовсе отказали в визе, я передумала. Пожалуй, все складывалось благополучно.

Скорее всего, дело было в том, что мы, подавая документы на визу, предъявили оплаченные билеты в оба конца, а подруга - только бронь. Им отказали с формулировкой "не ясны цели поездки". Впрочем, я слышала, что именно венгерское посольство и раньше не отличалось чрезмерной лояльностью.

Предыстория

На Пхукете, откуда мы вернулись совсем недавно, у меня была подруга Эдит, венгерка. Вот она. И конечно, мы много говорили, в том числе и о ее родной стране.

А у Жени на Пхукете был учитель английского, носитель языка по имени Эндрю, о котором у меня есть целый отдельный пост. И Женя вместе с Эндрю, а также с моей помощью довольно долго читал книгу "How I met myself". Действие книги происходит в Будапеште, на улице Felca (Felca utka; да, "utka" - это "улица"), и мы неоднократно думали, что неплохо было бы там побывать. Поэтому Будапешт появлялся среди возможных вариантов неоднократно. А прибыв на место, нашли эту самую улицу: она оказалась очень коротенькой, и искать пришлось долго, однако приключение запомнилось.

В пути.

Погода

Под Новый год в городе большей частью солнечно и бесснежно, но довольно прохладно. Ходим в куртках и периодически отогреваемся в кафе.

На улицах продают глинтвейн и множество съедобных вкусностей (о них будет отдельный разговор). Есть на улице в мороз мы не решаемся, но глинтвейн очень кстати.

Деревья голые, а трава зеленая.

Под конец поездки, в день посещения планетария и базилики святого Иштвана, снег все-таки выпал.

Мы уже уезжали, но почему-то я думаю, что, когда снег сойдет, трава все еще останется. На улицах Будапешта почти нет грязи, зато много газонов и деревьев, аккуратно подстриженных и ухоженных.

Быт и инфраструктура

Быт и инфраструктура - основное, что понравилось нам в Будапеште. Гостиница, транспорт, ночное освещение, новогодние украшения, и даже бомжи, устроившиеся на матрасах в подземных переходах. На Новый год местные бездомные даже принарядились в колпачки. Такое впечатление, что жизнь у них повеселее, чем у их московских "коллег". Тем не менее на улицах Будапешта есть бездомные, да.

А вот кадр, снятый "из-под полы" утром второго января: в кафе в переходе сидит и спокойно пьет кофе молодой человек в банном халате и тапочках. Чистенький и свежий, не бомж. Как он тут очутился? Бог с ними, с приличиями, но ведь на улице минус два, а он явно только что из душа. Тем не менее, никто, кроме нас, не выказывает никакого удивления. Вот она, европейская свобода самовыражения.

Большая часть достопримечательностей города расположена на стороне Пешт, мы же жили на стороне Буда, в ничем не примечательном отеле Bed-Breakfast на улице Розалия 76-78, довольно далеко от центра.

Утро первого января.

Новогодний букет.

Добираться дотуда нужно было на электричке; сперва я слегка испугалась, но оказалось, что венгерская электричка - это что-то вроде трамвая. Ходит часто, строго по расписанию, которое отображается на табло, и никаких грязных-запутанных московских вокзалов.

По пути от нашего дома в Москве до отеля в Будапеште отмечаем странную закономерность: на пересадку с метро на аэроэкспресс на прекрасно знакомом нам Киевском вокзале мы потратили около двадцати минут: при том, что место нам знакомо, все надписи на русском и порядок покупки билетов тоже известен. В Будапеште же мы нашли пересадочный пункт не более чем за полминуты, хотя надписи были на венгерском, а в городе мы были впервые, ну а билеты покупать вообще не пришлось: мы взяли транспортную карту на неделю без ограничения количества поездок.

Много велосипедов и мотоциклов. Завидую: я бы тоже хотела ездить на велосипеде на небольшие расстояния, но в Москве для этого нет совсем никакой инфраструктуры: ни велодорожек, ни велопарковок, а водители и пешеходы реагируют на велосипедистов с равным недовольством.

Это автозаправка, электрическая.

Трамвайная остановка. Тут я вижу прямо-таки чудеса навигации: мы впервые в городе, и все станции обозначены по-венгерски, но совершенно четко понятно, какой номер трамвая нам подходит, а какой нет.

Пешеходный переход с безбарьерной архитектурой, велодорожкой и даже велосветофором.

Скучаем по доче.

Железнодорожный вокзал (туда мы заглянули просто так, "на экскурсию"). Чисто, удобно.

Прекрасны мосты через Дунай. Впрочем, мосты прекрасны почти везде, всегда ими любуюсь.

Магазины самые обыкновенные, дороже московских. Покупаем Жене джинсы (дома будет некогда), и на этом шоппинг заканчиваем: с учетом дефицита времени вокзалы и велодорожки нам куда интереснее.

Центральный рынок. Про еду.

Завтрак в отеле. Свежие овощи в январе, сыр, соки, кофе - прекрасное начало замечательного дня.

Еда в Венгрии потрясающе вкусна. В центре множество "фудплейсов" - открытых кафе на улице, где продают свежеприготовленную еду.

Многие едят там, но мы из-за погодных условий не решились: садиться на промороженную лавочку мне совершенно не улыбалось.

Это здание Центрального рынка. Его никак нельзя пропустить, и обязательно запланируйте обед там. Придите голодными, не пожалеете!

Внутри.

Еда не только вкусная, но и красивая.

Пряничные домики.

Хорошо, что в отеле были только завтраки: жаль было бы всего этого не посмотреть и не попробовать.

Новый год

Мы не планировали ничего особенного. Новый 2017 запомнился новогодними огнями, праздничными колпачками бомжей в переходах, поющими под баян тетеньками в кафе, а еще тем, что, придя поужинать, мы довольно долго не могли найти свободного места в центре. Народ не отмечает праздник дома!

На улицах и в кафе - просто и радостно.

Портье в отеле рассказывает нам о графике хождения электричек и о том, куда обязательно нужно сходить. Мы не завели знакомств в этой поездке: слишком короткой она была, но есть несколько запомнившихся сюжетов: портье, мальчик с вопросом о том, говорю ли я по-английски, молодой человек в банном халате морозным утром второго января, и бомжи.

Новогодний ужин на углях.

Исторический центр

Мы не следовали никаким особенным путеводителям - просто шли "куда глаза глядят" по историческому центру. Сходили на Будайский холм, погуляли по крепости. Оттуда открываются чудные виды на Дунай и Пешт (на фото - здание Парламента).

Особенно ночью.

Эта обзорная площадка называется Рыбацким бастионом; построена она относительно недавно, а название дано в честь рыбаков, защищавших крепость в Средние века.

Посмотрели там на собор святого Матьяша.

С более близкого ракурса он в кадр не помещается.

Рядом с храмом приключилась забавная история: паренек с фотоаппаратом поинтересовался у меня, говорю ли я по-английски, а потом стал просить перевести ему местные указатели (да, они часто на венгерском, без перевода). С заданием я, разумеется, не справилась. Посмеялись.

Сходили на гору Геллерта. Там тоже замечательные места для прогулок и чудные виды на город, похожие, впрочем, на Будайский холм, но менее пафосные.

Немного похоже на Тбилиси.

Судя по архитектуре, это тоже купальни.

В последний день, невзирая на женино сопротивление ("Что я, церквей не видел?") добрались до базилики святого Иштвана на стороне Пешт. Надо сказать, она впечатляет.

Огромная, как парижский Нотр-Дам, которого я никогда не видела.

Площадь перед Парламентом - сторона Буда, почти нами не осмотренная.

Уличный музыкант изображает мелодию на стаканах разной степени наполненности.

Планетарий

Да, в Будапеште, как и везде, мы традиционно навестили планетарий. Он расположен на станции метро Nepliget, на территории городского парка. Зимой, впрочем, и парк, и планетарий выглядят заброшенными.

В планетарии необычно тихо: почти нет посетителей, никаких интерактивных детских развлечений, 3D-фильмов и прочей массовой культуры. Осматриваем экспозицию и беседуем в тишине, затем идем к базилике Иштвана (выше).

Термальные источники

Лечебные термальные ванны - одна из основных достопримечательностей Будапешта. Их довольно много, центральные купальни расположены рядом с горой Геллерта.

Горячие источники выходят прямо на улицу, но зимой эта часть купален закрыта.

Женя отказался составить мне компанию, поэтому я выбрала купальню, ближайшую к нашей гостинице, и пошла одна. Ванны расположены прямо на улице - очень бодрит в минусовую температуру. Даже если целебного эффекта от воды нет, просто поплавать так очень приятно.

Похожие "зимние" (всесезонные, но почему-то я всегда попадаю туда зимой) купальни я встречала дважды: в Кемеровской области, на Горячем ключе, где живет Агафья Лыкова (да, я с ней знакома) и в поселке Аушигер в Северной Осетии, однако купальни Будапешта - самые людные. Рекомендую посетить!

Сентендре

Чтобы посмотреть на нестоличную Венгрию, мы решили прокатиться в небольшой городок Сентендре, западный пригород Будапешта, расположенный как раз по нашей линии электропоездов.

В общем, ничего особенного в Сентендре обнаружено не было: здания чуть пониже, но такие же ухоженные газоны и мостовые; чуть меньше кафе, чуть меньше гуляющих, чуть меньше трамваев и больше автобусов - вот, пожалуй, и все. Достопримечательностей не нашли.

Как обычно, основное, что впечатляет - дорога. Покупаем билеты, разговариваем с людьми, я очередной раз удивляюсь знанию языков и готовности поговорить с иностранцами. Английского языка в школах Венгрии столько же, сколько в российских, но большая часть венгров вполне способна со мной объясниться. Впрочем, замолкаю, чтобы не перейти на любимые рельсы.

Похоже, у меня "низкопоклонство перед буржуазной культурой". А Венгрия - чудесная.