Казбек ночью и Алазанская долина в тумане

Мы выезжаем из Москвы вечером первого января веселой компанией на двух машинах с кучей детей и сумок. Надо сказать, с учетом людности и детности, передвигались мы довольно быстро (кроме территории Чечни, где нас почему-то очень внимательно изучают на каждом посту ГАИ, заставляя вылезать из машины посреди ночи и вытаскивать из багажника все сумки). Первую ночь проводим в машинах, вечером второго дня добираемся до Владикавказа.

Наша веселая компания в Тбилиси.

Это Стас и Оля - организаторы поездки.

Владикавказ - Тбилиси. Военная грузинская дорога.

С ночевки во Владикавказе снимаемся сразу после завтрака и тут же начинаются неприятности: на Военной грузинской дороге ночью был снегопад, и дорожные службы ее расчищают; водители в это время стоят в очереди, которая к обеду становится довольно устрашающей. Мы, впрочем, стоим в самом ее начале.

Тронуться удается, кажется, только в сумерках. Нам не скучно: погода снежная и солнечная, компания веселая, wi-fi, туалеты и закусочные присутствуют. Вспоминаем Самуи - тамошнюю горную тропинку мы почему-то тоже прозвали "военной грузинской дорогой".

Дети лазят по горам - воон там.

Название дороги, соединяющей Владикавказ и Тбилиси, историческое - она давным-давно мирная, однако все еще довольно узкая, и в плохую погоду, особенно зимой, перевал может быть закрыт. Предсказать это никак невозможно: если вам не повезет прибыть к закрытой дороге, вы так и будете стоять, ожидая открытия. Проезд по дороге бесплатный.

Это таможня.

Визы получаем легко и довольно быстро и движемся дальше; я за рулем и все время вспоминаю летнюю поездку по Чуйскому тракту. Увы, здесь ничего похожего: зима, серпантин, скользко, темно и остановиться невозможно: сплошь за нами мчится кавалькада, которой совершенно не хочется ночевать в пути.

Вон там Арагва (река?), наверное. На обратном пути Женя шутит, что выложит в Фейсбук две фотографии, черную и белую: Казбек ночью и Алазанская долина в тумане.

Приезжаем поздно ночью и заселяемся в хостел со смешным названием Тифлислюкс; на здании вот такое граффити.

Ужин выше всяких похвал; как ни странно, в Грузии нам довольно легко удается не объедаться, поскольку не сложно заказать ровно столько, сколько хочешь, того, чего хочешь и тогда, когда нужно, а вот в соседнем Азербайджане с этим будет сложнее. Недорого, на мой взгляд: обед на троих с алкоголем обойдется в 40-50 лари (немногим больше 1000 рублей), номер в скромном, но вполне пристойном отеле - порядка 100 лари. Сюда я очень хочу вернуться.

Грузия. Тбилиси.

Новогодний Тбилиси покоряет с первого взгляда. Он праздничный, красивый, уютный, вкусный и гостеприимный. Такие фигурки висят на елке в нашем отеле и я долго на них любуюсь: живые и теплые. Такое же впечатление складывается и о городе, и о стране.

Чичилаки - ореховые палочки со стружкой, непривычный для нас символ Нового года в Тбилиси. Говорят, бывает и очень большим, но нам попадалиь маленькие, сувенирные.

У нас есть примерно половина дня на прогулки и мы выходим на проспект Руставели. Смотрим на все подряд, фотографируем скульптурки, которых очень много вдоль улицы, разговариваем с людьми.

Катаемся на канатной дороге

Гуляем по мостам через Куру. Мостов много, и это напоминает Будапешт. Планирование городов и вправду похоже: город на двух сторонах реки, над рекой высокий холм и крепость, а еще в обоих городах есть термальные источники.

Поднимаемся на гору Мтацминда (и снова вспоминаем Будайский холм) в самом центре города, любуемся на панораму Тбилиси и вспоминаем неприличные анекдоты (кого смущают неприличности, по ссылке не ходите).

Настроение чудесное.

Часовая башня и кафе Гебреадзе.

Я и не знала, что в Тбилиси есть часовая башня! Архитектор, вне всякого сомнения, вдохновлялся пражскими астрочасами и немного Пизанской башней.

В том же здании есть и театр.

Башня намного меньше пражской, а площадь куда менее многолюдна. Это удобно: до полудня, когда легко можно будет разглядеть основное представление, остается около получаса, мы решаем подождать.

Детали башни можно разглядывать долго. Внизу мозаичное панно (масштабы видны на предыдущих кадрах).

Если приблизиться сильнее, видны крошечные часы, явно ручной ковки месяц и модель земного шара.

Двенадцать. Часы бьют.

Я никогда не составляла рейтинги кафе, ну в конце концов, что уж такого особенного может быть в еде? Но кафе под башней Габреазде в Грузии сломало мои шаблоны: я ходила по нему больше часа и фотографировала каждую занавеску.

Ах да, наш обед!

Вечером выезжаем в Лагодехи.

Национальный парк Лагодехи.

Там нас ждет дом с камином и несколько прогулок по туманному парку; кажется, что дело происходит осенью.

В нашем номере есть вот такая нелепость; возможно, летом его соединяют с розеткой удлинителем.

На территории множество собак. Это всеобщая любимица Бубра.

Остальных я не запомнила.

Поход вдоль русла реки, весной многоводной. Собаки бегут за группой, показывая дорогу.

Наш волшебный завтрак.

Сигнахи и Алазанская долина.

В предпоследний день едем на экскурсию в маленький горный городок Сигнахи с богатой историей и красивой крепостью. Говорят, оттуда открываются чудесные виды. И знаете что? Похоже, я и вправду не видела раньше ничего подобного. Узенькие улочки покрыты плотным слоем тумана, как в мультфильме Норштейна. Группа бродит по относительно небольшой площади и переаукивается; получается романтично и по-новогоднему. Впрочем, красоты города подобным образом не передать.

По пути заезжаем посмотреть на панораму Алазанской долины (та самая, в которой виноградники) и монастырь святой Нино, моей покровительницы.

Алазанская долина в тумане

Монастырь святой Нино.

Продолжение - Азербайджан.

Завершение поездки - Дербент и Аушигер.

Нина Табакова, Грузия, январь 2018.