Грушинский фестиваль. Классификация водителей в автостопе.

    По фестивалям авторской песни в студенческие времена я ездила довольно много. Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина под Самарой - один из самых старых и больших таких фестивалей. Он же, кажется, последний посещенный мною фестиваль: после этой поездки меня "отпустило": съездить на Грушу мне хотелось давно, поездка многократно откладывалась и стала уже для меня чем-то вроде камня преткновения.

    Традиционно основная сцена Грушинского фестиваля оформляется в виде большой гитары

    Я попала на тридцатый юбилейный Грушинский фестиваль в 2003 году - сразу после окончания аспирантуры.

    Пара слов о самом фестивале

    Грушинским фестивалем меня долго "пугали". Там должно было быть не так абсолютно все: и толпа народу такая, что не развернешься даже на самой поляне, и собирается там кто попало, бардов среди всего этого почти и не видно, и костры-то нельзя разводить, и воды питьевой нет, и погода ужасна: жара днем, холод ночью… Народ в электрички должен был быть набит, как селедка в бочки, авторских песен на самом фестивале не слышно из-за засилья рокеров – байкеров – автостопщиков – продавцов черт-те-чего, преимущественно к авторской песне отношения не имеющего, – религиозных проповедников – просто пьяниц и всяких прочих.

    Почти все из этого, кроме костров и погоды (костры жечь можно, и даже дрова найти худо-бедно реально; погода тоже вполне приятная) действительно близко к истине. Тем не менее, Груша оставила теплое и приятное впечатление. И… полное нежелание возвращаться туда когда-либо: все, что можно было посмотреть там, я увидела за первый раз.

    Если вы действительно любите авторскую песню – лучше выберите другой фестиваль. Очень хороши с художественной точки зрения фестивали в Юрге и Томске.

    Моим попутчиком был Стас Барсов из города Оренбурга. Сотовых телефонов у нас в те времена еще не было, так что отдельного внимания заслуживает "песня" о том, как я искала на территории фестиваля палатку с надписью ОРЕНБУРГ СТАС…

    В первый день найти ее не удалось (а свою палатку я не брала: мы же договаривались встретиться и поселиться вместе). Но на фестивалях это не проблема. Я с кем-то познакомилась и заночевала в "дружественной" палатке, а на следующее утро воспользовалась системой регистрации гостей фестиваля. Со Стасом в мае 2003-го мы ходили в поход по Башкирии, а в августе ездили в большой круиз по северам: Карелия, Мурманск, Соловки.

    Помню, что встретила на фестивале Валеру Шанина – автора нескольких моих любимых книг по автостопу. И что он мне очень не понравился. Впрочем, это даже не удивительно – многие авторы любимых книг/песен, встреченные вживую, и раньше и потом заставляли меня расстроиться.

    Было общение со Стасом и несколькими случайными попутчиками, помню, один из них работал в ЮКОСе и я забросала его вопросами об организации и условиях труда; купание в Волге, несколько концертов, запомнившихся в первую очередь выяснением отношений с соседями в духе «вас здесь не сидело», и обед у кришнаитов, сопровождавшийся довольно смешной церемонией. Творческих мастерских на Груше как будто не проводилось, во всяком случае, я не нашла. Пожалуй, мне удалось расслабиться и отдохнуть, но пришло и время обратной дороги. До Самары мы ехали вместе со Стасом, но дальше пути расходились. По итогам моего возвращения домой я и сформулировала приведенную классификацию, в которую постаралась добавить примеров из моего возвращения из Самары в Москву.

    Водители в автостопе.

    Пожалуй, такой подход – один из наиболее удачных. Классификация автостопных водителей – основное и самое важное, что мне удалось вывезти с этого фестиваля (не считая, конечно, большого синего рюкзака на 120 литров, благодаря которому классификация и была сделана: это на него я потратила деньги, на которые планировала купить обратный билет).

    Во-первых, по отношению к автостопщикам, их можно поделить на три основные группы. Заметьте – групп не две (по принципу «взял – не взял»), а именно три! Это важно.

    1. Те, которые вообще на автостопщиков не реагируют. Проезжают как мимо пустого места, а если на стоянках к таким подходишь и просишь подвезти, отвечают: нет, и беседу не продолжают. Обычно ездят в пустых машинах и на большой скорости. Снобы. В разговор с ними вступить невозможно. Их примерно процентов 20 – не так уж и много.

    2. Те, кто реагирует, но не подвозит. Обычно показывают жестом, что им в другую сторону, или что салон полный (при этом могут и врать, но это уже детали: по крайней мере, они считают тебя человеком, с которым не зазорно общаться). В совсем крайнем случае – просто издалека включают указатель левого поворота: не держи, типа, руку, объезжаем тебя и едем мимо, не обижайся. Гораздо приятнее первых. Основная группа – не менее половины всех водителей.

    Кроме того, есть некоторые объективные факторы: в машине должно быть место, остановка для посадки автостопщика не должна быть слишком затруднительной (не на подъеме, не перед постом ГАИ). К таким относишься с уважением, несмотря на их временные обстоятельства.

    Подвид, выделяемый в этой же группе: те, кто рассчитывает на оплату. Почему-то всех всегда интересовал вопрос: каким образом мы умудряемся не платить? Что говорим, что с нас не просят денег? Да ничего не говорим. Просто денег с нас не просят – и все.

    Указанный подвид за чертой города встречаются крайне редко: в большинстве случаев автостопщика довольно легко отличить от того, кто ловит попутку за деньги даже издалека. К этому же типу можно отнести большие семьи с кучей детей, пускающие в уголок машины. Узнав об отсутствии денег, или сразу высаживают, или игнорируют твое присутствие в машине. Здесь важно не показать, что обиделся, и всячески демонстрировать свою благодарность за то, что подвезли хоть сколько-нибудь. Это, впрочем, не поможет – один черт высадят при ближайшем удобном случае. Ну, спасибо и на том, что взяли.

    3. Подвозящие. Эту группу предлагаю рассмотреть подробнее, с примерами.

    Лично для меня, да и для большинства стопщиков очень важен критерий причины, по которой тот или иной человек берет тебя в свою машину. Причин я нашла три: скука и желание развлечься, желание повысить свою значимость в собственных глазах и показать себя благородным героем, или же искренний интерес к автостопщику как к личности.

    3.1. Коллеги - туристы либо бывшие автостопщики. Типаж самый редкий и самый приятный. В чистом виде мне встречался всего дважды, один раз - на обратном пути с Груши (на отрезке Тольятти - Сызрань, самом сложном из-за множества конкурентов: на небольшом участке дороги стояло минимум человек двадцать). Я, говорит, сам вчера был на Груше, так что решил доброе дело коллеге сделать. Неоценимое достоинство водителей такого типа в том, что они не только выступают в роли спонсора, но и от пассажира могут принять совет или подарок, общаются, как с равным, проявляют явный интерес. Предлагают угощение из того, что взяли с собой в дорогу, и не брезгуют съесть что-то из твоего. Как правило, говорят комплименты и пр. Ездят всегда на легковушках. Берут, потому что им с тобой интересно. Каждый из таких водителей запоминается как личность, поэтому обобщить их довольно сложно.

    3.2. Бизнесмены, частенько не самые честные, а также мелкие криминальные авторитеты. В дороге становятся разговорчивыми: шпионы и конкуренты, видимо, автостопом не ездят. Тип, чаще встречающийся в Западной Сибири, в Европейской части России распространен мало.

    Ездят обычно тоже на легковушках (бывают и исключения), причем всегда впадают в крайность: это либо "Ягуар", либо до невозможности раздолбанный "Москвич". Очень самостоятельны, всегда владельцы собственного бизнеса, реже криминального бизнеса. Берут из желания сделать доброе дело, повысить собственный авторитет в собственных – а заодно и в моих – глазах. Видимо, совесть за что-то слегка подгрызает; не берусь их судить, поскольку мне-то они помогают. Не угощают и редко когда о чем спрашивают, больше говорят о себе.

    На обратном пути с Груши это - водитель номер четыре, по имени Роман, провезший мимо Пензы, а также номер шесть, Игорь, с которым доехали от развилки Владимир-Москва (Рязань) до Рязани.

    Роман в пути долго рассуждал о криминальных структурах города Тольятти, о том, как можно побольше украсть с ВАЗа и что нужно сделать, чтобы тебя за этим не застукали. За Пензой высадил меня прямо под дождь (под мостом, правда) - и свернул на Тамбов. Звал с собой. Не поехала.

    Игорь – человек более тяжелой судьбы, побывавший в местах не столь отдаленных и сумевший оставить криминальное прошлое. Говорил о правилах тюремной жизни, о школе выживания и своей выстраданной жизненной философии. Спрашивать его о подробностях (за что судили, на чем поймали, о том, что с ним происходило в тюрьме) я не решилась, хотя было интересно. Интересно и жутко – я слушала с раскрытым ртом, несмотря на почти бессонную ночь – первая моя ночевка в автостопном путешествии (к Игорю я подсела около пяти утра). Осуждать его не хотелось, наоборот, он вызывал уважение. Все ведь ошибаются. А он выжил и смог. И остался добрым человеком. Высадил с моего согласия на вокзале в Рязани – впрочем, узнав стоимость автобуса до Москвы, я отправилась обратно на трассу.

    3.3. Гаишники и другие сотрудники МВД. Их стоит выделить отдельно: хотя подвид не очень распространен и не очень полезен, но больно уж специфичен! Считают себя хозяевами дороги и как результат этого рисуются. По мотивации близки к пункту 3.2 (потребность в самовыражении, желание поговорить), но везут на существенно меньшие расстояния, максимум километров 20-30, так что еще и бесполезны. Обычно предлагают подсадить на следующую машину. От этого предложения лучше отказываться: во-первых, самостоятельно уедешь быстрее, а во-вторых, так правильнее: гайцов водители все-таки боятся, брать пассажиров с их «подначки» не отказываются, но берут с изначальным негативом. Не угощают, не помогают, подарков и советов не принимают, этим близки к типу № 2. Часто философствуют и пытаются классифицировать автостопщиков и водителей.

    В поездке с Груши - водитель номер пять, который долго спрашивал меня: ну и что ты находишь в этом фестивале? Ну зачем это тебе? Вот что ты за удовольствие от него получаешь? Я вот, говорит, понимаю отдых: выехал на рыбалку, палатку поставил, выпили с друзьями, посидели... Или еще: на море бы поехала, хоть тоже автостопом, раз денег нет. А это что? ...

    Я, как могла, объясняла; к моему собственному удивлению, находились все новые и новые аргументы в пользу посещения Груши. Но на моего водителя это никак не действовало. Он снова задавал тот же вопрос. А я искала новые аргументы (хотя я тоже не понимаю, какое удовольствие люди находят в выуживании карасей и распитии водки) – и так все 20 километров. С этим типажом особо не поразглагольствуешь из-за сокращенных временных рамок.

    3.4. Водитель обыкновенный – самый распространенный тип. Если у тебя большой рюкзак и ты не мылся уже... ну, сколько-нибудь – подберут тебя скорее всего именно они. Водят грузовики, реже – Газели. Берут из желания помочь и относятся по-отечески. Небогаты, представляют типичный для России средний и средне-низкий слой населения. В пути могут обратиться с просьбой приготовить еду или еще что-нибудь в этом же роде. У них нет привычки рисоваться; с ними очень легко.

    Существуют в двух подтипах:

    Пожилые, советской закалки. Угощают трехдневной давности бутербродами жениного приготовления или просят тебя порезать колбасу и хлеб. Называют дочкой. Жалуются на зарплату и начальника, хвастаются семьей, детьми. Едут обычно в соседнюю область, или по области. В этой поездке – водители номер один (Груша – Тольятти), три (Сызрань – Пенза), семь (Рязань – Москва). Используют Юнговский архетип плута: любят похвастать тем, сколько натаскали у хозяина или знакомством с местными путанами.

    Молодые. Пытаются ухаживать и водят в придорожные кафе. По пути рассказывают анекдоты, тоже любят архетип плута, но уже в другом ракурсе – в общем, ведут себя, как нормальные парни, познакомившиеся с девушками. Грубо не пристают. В автостопе вообще редко пристают – и не верьте тому, кто скажет обратное. В городе мужчины гораздо безразличнее, равнодушнее и грубее.

    По пути с Груши мне встретился только один представитель данного подтипа, с ним я проехала не больше 10 км – где-то в районе Тольятти – поэтому даже номера ему не присвоила – а вообще-то довольно часто попадаются.


    Обе фотографии в этом посте - не моего авторства и скачаны в Интернете.

    Понравился пост? Поделись ссылкой:


    Комментарии