Несостоявшаяся астропрогулка по Праге

Мысль о поездке в Прагу начала настойчиво посещать меня со времени моего увлечения астрономией, т.е. лет семь назад. Именно в Праге работали Кеплер, Тихо Браге, в меньшей степени Коперник. Меня очень вдохновил вот этот рассказ.

А вот так я представляла себе Прагу. И, надо сказать, такой она и оказалась.

Однажды мы с будущим тогда еще мужем чуть было не поехали в Чехию, но помешала распродажа билетов до Пекина: не удержались и улетели туда. Долго ли, коротко ли, но в Чехии я оказалась, уже обзаведясь ребенком полутора лет и бабушкой (моей мамой) в придачу.

Организация. Отъезд. Размещение.

Я очень люблю самостоятельные путешествия, подразумевающие, что путешественник на месте сам ориентируется в видах транспорта, способах заселения, поездках и местах питания. Это знакомит со страной намного лучше путеводителей и обзорных экскурсий. При таком способе путешествий больше общаешься с людьми, пусть и на бытовые темы, но ведь то, как тебе отвечают на вопрос «как пройти/ где найти/ что посмотреть» в разных местах, тоже сильно характеризует местность. Видишь вблизи и лучше чувствуешь инфраструктуру: как ходит транспорт, насколько город удобен для жителей, есть ли там общественные туалеты и уличные фонари, дружелюбны ли полицейские и тысяча других подобных мелочей, которые и «делают» страну. Однако, отправляясь в поездку с грудным ребенком и мамой, которая моей любви к самостоятельным путешествиям не разделяет, я вынуждена была отступить от этого правила, заказав не только перелет, но и отель, а также трансфер до отеля уже из Москвы.

Мама и Варя гуляют у фонтана.

Не могу также не заметить, что сама идея именно экскурсионной поездки с маленьким ребенком не так чтобы гениальна. Но мне очень хотелось и я настояла. Я наделала кучу ошибок в процессе подготовки поездки, в том числе одну "роковую": забыла зарядное устройство для фотоаппарата.

Летели «Чешскими авиалиниями», рейсом, совмещенным с Аэрофлотовским (т.е. билеты в один и тот же самолет продают две авиакомпании, и обе включают рейс в свое расписание). Экипаж состоял из чехов. Меня очень впечатлила деликатность и твердость, с которой стюардессы настаивали на том, чтобы привыкшие к «авось» русские пассажиры все-таки пристегнулись и выключили мобильные телефоны. Досталось и нам с Варей: дочь была пристегнута ко мне эргорюкзачком, но несмотря на это меня заставили надеть дополнительный ремень безопасности, пристегивающий ребенка к маме. На все мои попытки объяснить, что крепче, чем есть, прикрепить невозможно, мне отвечали: «Я не могу сказать командиру, что мы готовы к взлету». Мне понравилось – я за соблюдение правил (ремень, правда, был короткий и на сидящую в рюкзаке дочу не налезал, но мы как-то исхитрились). При посадке и высадке стюардессы помогали донести сумки, открывали двери, и по всему было видно, что относятся они к свои обязанностям не формально.

Отель «Альбион» мама охарактеризовала как «места много – толку мало». Но много места – это все равно здорово, особенно с деткой, которая жизнерадостно носилась по всему пространству. В номере было две больших комнаты и ванна размером с третью небольшую комнату.

Обстановка хуже. Я, конечно, стала взрослее и избирательнее в предпочтениях, но все же ожидала большего. Окна старые, открыть их без помощи горничной мы не смогли. Впрочем, несмотря на жару на улице, в номере было не душно, а температура оставалась комфортной как раз за счет большого пространства. Дверцы шкафа-купе закреплены плохо, почти совсем не двигаются и того гляди вывалятся – мы их закрепили в центре, так что каждая из половин шкафа была доступна наполовину, и не трогали. Мебели почти нет, хотя приятно, что к нашему заезду в комнату, не задавая лишних вопросов, поставили детскую кроватку. Кроватка как место для сна нам была не нужна, Варя спала с нами (тем более в незнакомом месте), но из нее получилась очень удобная будочка - "домик" для игр.

Не продуманы мелочи. Например, свет включается или в двух комнатах одновременно, или только в спальне, т.е. когда мама с Варей спят, мне в соседней комнате приходится сидеть без света, чтобы им не мешать – подсвечивала телевизором с выключенным звуком. Нет ни чайника, ни холодильника, ни посуды (впрочем, ложек-тарелок я принесла из местной столовой).

В холле отеля лежал каменный лев, которого Варя полюбила всей душой, бегала к нему постоянно: и верхом на нем поскакать, и хлебом покормить, и на ушко пошептать…

За завтраком (шведский стол) не оказалось ничего из того, что я люблю на завтрак (обычно это каша или творог). Нашлись мюсли, но я в последнее время стала отдавать предпочтение вареным цельнозерновым крупам, а не сырым плющеным. Варя радостно согласилась заменить кашу сосиской, я, подумав, стала питаться йогуртом и сыром, а также овощами, которыми украшали сыр и колбасу.

Последние четыре дня из-за маминой болезни мы не отходили далеко от отеля и хорошо изучили окрестности. В начале мая в Чехии было чрезвычайно красиво, цвели каштаны, сирень, и даже, как оказалось, сакура.

Сакура

Вообще Прага, надо сказать, почти целиком состоит из приятных мелочей и даже просто так находиться в ней - чрезвычайно приятно.

Вот электрический фонарь

Большую часть времени было солнечно, что, говорят, редкость, 90% времени в Праге облачно и дожди. А вот солнечных часов довольно много (в России я их видела лишь однажды, в Солнечногорске, под Калининградом, на старом здании еще немецкой постройки).

Солнечные часы неподалеку от метро Mala Strana. В момент съемки было ясно, так что вы можете определить время.

Другие солнечные часы, на одном из соседних с нашим отелем домов. На этот раз пасмурно.

2. Транспорт: единые билеты, метро, ностальгический трамвай, велосипеды и велодорожки, междугородний транспорт.

Станция метро (Andel) хоть и расположена в центре, но до метро от гостиницы было далековато, приходилось ехать автобусом. Система транспортных билетов удобная: единый билет действителен на все виды общественного транспорта в течение определенного времени, независимо от количества пересадок. Есть билеты за 24 и 32 кроны, первый действителен на все виды транспорта в течение получаса (т.е. если нужно недалеко), второй – в течение полутора часов. Автоматов по продаже билетов много, разобраться, как они действуют, не сложно, но – внимание, засада! – работают они только на монетах. Т.е. купить билеты на транспорт за бумажные деньги почти невозможно (где-то, говорят, есть и кассиры, но за 10 дней в Праге я таковых не увидела). А теперь представьте себе туристов, которые только что приехали, и крон у них нет, а банкоматы выдали всю наличность купюрами по две тысячи крон! В общем, мы долго пытались понять, в чем дело, первые билеты купили у водителя (40 крон за штуку), а потом начали судорожно копить мелочь. Где-то через неделю вошли в нормальный ритм, с нужным количеством наличности, купюр и монет.

Метро удобно в ориентировании, но категорически не удобно для передвижений с коляской. Нигде нет привычных российских «скатов» и единственный вариант при переходе с ветки на ветку – брать коляску в руки и с ней топать по лестнице. Выходы на большинстве станций оборудованы эскалаторами, которые движутся только вверх, вниз же коляску приходится тащить в руках.

На эскалаторах я придумала себе развлечение – смотреть на плакаты и догадываться, что там рекламируют. Получается не всегда, и часто я все же ориентируюсь на надписи – в тех случаях, когда могу догадаться. Например, плакат с изображением мужчины в костюме на фоне летящего по небу самолета, казалось бы, напрашивается на ответ «реклама авиакомпании» - ан нет, это реклама бизнес-школы «высокого полета». Мне как маркетологу кажется, что это критерий, мягко сказать, малобюджетной кампании (дешевка, иначе говоря), так что школе, которая позиционируется как дорогая и качественная, стоило бы заказать что-нибудь получше.

Проезд на общественном транспорте недешев даже по московским меркам, однако, несмотря на описанные недостатки, стоит своих денег. Транспорт ходит регулярно, с равными промежутками. В метро пауза между поездами составляет 7-8 минут, т.е. примерно втрое дольше, чем в Москве, но поезда никогда не бывают набиты битком и в 99% случаев есть свободные сидячие места (впрочем, мы не в часы пик ездим). Примерно такая же ситуация с автобусами. Поэтому местные жители практически не ездят на работу на машинах.

Есть в Праге очень милый «ностальгический трамвай № 91».

Он действительно будто переносит вас в прошлое. Вагоновожатый и билетер одеты в форменные костюмы, фуражки и галстуки, с белыми крахмальными рубашками. Билетер вручную компостирует каждый проданный билетик. Трамвай внутри отделан деревом и выглядит так, как будто и правда создавался в те времена, когда пластмасса еще не вошла в широкий промышленный оборот.

Механические звонки для остановки по требованию (интересно, действует ли? я дважды прокатилась из конца в конец по всему маршруту, а мысль об остановке только сейчас возникла). Плафоны из прозрачного стекла – сто лет таких не видела. Огромные окна (чистые, даже по сравнению с вполне не грязными окнами остального пражского транспорта).

Он отходит от депо неподалеку от станции метро Hradchanskа (оттуда проехать еще одну остановку на трамвае 1 или 18 в сторону Dejnice). Ходит по выходным и праздникам каждые полчаса с 12-00 до 17-30, цена билета 35 крон. Маршрут протянут приблизительно на полчаса и проходит по историческим местам Праги. Обязательно прокатитесь!

Однако мы совершили одну оплошность – почему-то мы решили, что маршрут радиальный, и в кафе рядом с местом отправления оставили варину коляску, решив, что заберем, когда вернемся. Так вот, маршрут не радиальный! Он заканчивается неподалеку от местного выставочного центра и пражского планетария – этому последнему факту я очень обрадовалась, потому как иначе бы в планетарий никак не попала.

Там же, рядом с планетарием, расположен большой выставочный центр (аналог нашего ВДНХ) и Лапидариум – чешский музей средневековой каменной скульптуры.

Там вполне можно провести целый день – занятий хватит. Мы провели на местном ВДНХ часа четыре и вернулись за коляской последним трамвайчиком. Несмотря на уверения об изобилии велосипедистов в Чехии, таковых мне попадалось крайне мало, не больше, чем в Москве. Как сказала гид, велодорожки оборудованы преимущественно за городом, притом идут отдельно от трасс, именно поэтому мы не видели велосипедистов ни в городе, ни за городом по пути в Кутна гору и Вену. Я пыталась найти в книжных магазинах атлас велодорог Чехии и Европы на английском языке, но мало преуспела в этом. Обнаруженная неподалеку «книговня» оказалась не книжным магазином, а библиотекой, а за соседней дверью с непонятной вывеской обнаружился веломагазин. Цены на велосипеды не особо отличаются от российских, но типовые модели лучше того, что предлагают у нас на большинстве «велоразвалов»; чтобы не уходить с пустыми руками, купила алюминиевую велофлягу – не дешевле и не лучше продающихся в Москве аналогов, но в поездке достаточно удобна, пригодится. Книжный магазин я в итоге тоже обнаружила, но карты велодорог все как на подбор были на чешском. А ведь в отличие от автодорог, карты велодорог ценны именно описаниями: едете 20 минут по тропинке в лесу, потом сворачиваете направо3 на холм, проезжаете мимо зарослей крапивы…

3. Дети в Праге

Прага очень детоориентированна. Отдельно отмечу детскую инфраструктуру: она лучше, чем я видела где бы то ни было. Детские площадки обнесены живой изгородью и дополнительно забором-сеткой, с дверью и замком (открывается без ключа). Боже, как это удобно! Во-первых, дети изолированы от автомобилей, и вообще находятся в «зеленой зоне». Во-вторых, на площадки не ходят местные пьяницы и собаковладельцы. На площадках насыпан крупный морской песок – не грязь, не вечная московская щебенка, на которой дети постоянно разбивают носы и коленки, и даже не псевдорезиновое покрытие (которое, в общем, недурно, но песок все равно лучше). Ну и само оборудование площадки – аккуратное, ухоженное и разнообразное. Петли смазаны маслом и не скрипят, сиденья с качелей нигде не отломаны и гвозди не торчат, занозиться невозможно...

Небольшой ложкой дегтя в этом было слегка излишнее, на мой взгляд, чадолюбие пражан. Каждый прохожий (сосед по столу в ресторане, попутчик в метро и пр.) норовил потрогать Варю за щечку, показать козу или еще что-нибудь в этом роде. И, хотя действовали они с добрыми намерениями, доча нередко пугалась и шарахалась в сторону. Да и в целом я сторонник того, что ребенок должен остерегаться чужих людей, а не ласкаться к ним. Видимо, это у меня последствия долгой жизни в небезопасном месте.

Во всех городах, где бываю, я стараюсь посещать два довольно нестандартных места: политехнический музей и зоопарк; к политехническим музеям примыкают и планетарии, но они редкость и есть мало где. Но в этой поездке в планетарий я все-таки попала! Политехнический музей в Праге тоже есть, но на него, как на многое другое, не хватило времени. В зоопарке мы провели девять часов, хотя по площади он не такой уж и большой. Ехать от станции метро Nadrazi Holesovice на трамвае … - одну остановку, но очень длинную, нужно переехать через реку по мосту, а еще довольно долго ехать вдоль непонятных строек. От … еще авобусом … до конечной – это и есть зоопарк.

Из животных впечатлил павильон «индонезийская ночь». Мелкие индонезийские зверушки – не редкость и представлены в большинстве зоопарков мира, но только в Праге можно посмотреть на них не спящих. А ведь это, согласитесь, гораздо интереснее (не сфотографируешь, правда, но фотографии киви и прочих лемуров скачать не сложно).

А вот этого красавца не снять не смогла. Индийский гавиал – возможно, самый крупный из виденных мною крокодилов. Опять же плюс: он находится в воде, а не на суше, как в большинстве зоопарков. На суше крокодилы лежат, не шевелясь, и смотреть на них не интересно, в воде же они плавают и даже как будто общаются. Мама меня из террариума насилу вытащила.

Почти все мелкие неопасные животные (обезьянки, дикобраз) размещены в открытых вольерах. Птицы – в закрытых вольерах, но ко многим неопасным и непугливым птицам (попугаям, цесаркам) можно войти в вольер, а самых отчаянных – даже покормить с рук.

А как, интересно, подбирали эту парочку? Правда ведь, похожи?

Тапир

Тапирообразный пень

А посмотрите, какая чудная игровая площадка оборудована в зоопарке!

Бегемот, полый внутри – можно влезть в рот и вылезть, пардон, из попы, ну или наоборот (было еще несколько подобных животных). На случай, если кто-нибудь застрянет внутри, они все-таки открываются.

А вот вам упражнение на внимательность: считайте настоящих бегемотов (редкий случай, когда животные видны не очень хорошо).

В общем, рекомендую. Все понравилось.

3.2. В политехнический музей я не попала, поэтому перехожу сразу к планетарию. Он, опять же, оборудован неплохими развлечениями. Вот марсоход (на экране – марсианский пейзаж, а вы – водитель марсохода).

Макеты планет Солнечной системы. Глобус звездного неба.

4. Разное 3. Пражские замки Замки не зря считаются основной достопримечательностью Чехии. 4.Об искусстве 5. Кутна Гора, Седлец и Костница

Самый интересный на мой взгляд день во всей поездке – день поездки в городок Кутна Гора. Экскурсию мы не брали. До Кутна Горы ехали автобусом со станции Florenc. Автобусы ходят всего два раза в день, утром и в обед. Возвращаться в обед нам не хотелось: пришлось ехать поездом. Поездов много, ходят никак не реже чем раз в час. Кстати, в Праге очень много вокзалов, от каждого из которых транспорт идет в своем направлении, есть, конечно, и центральный…

Городок очаровательный: тихий, чистенький, зеленый. Цены заметно ниже пражских, даже на сувениры, не говоря уж о кафе. Туристов намного меньше, чем в столице. Красотища! Маленькие городки удобны, кстати, и для шоппинга, во всяком случае, на мой взгляд: я не особый любитель ходить по магазинам, но кое-что мне все-таки нужно.

Основная достопримечательность самой Кутна Горы – замок святой Варвары. Разумеется, мы никак не могли не отвести туда Варю. Вот, любуемся.

Седлец считается отдельным административным пунктом, пригородом Кутна Горы, но до него ходит автобус с городским номером. В Седлеце есть старая церковь - оссуарий, внутреннее убранство которой сделано из человеческих костей. Путеводители уверяют, что там представлены все кости скелета, визуально – большая часть костей – черепа. Посмотрев на Костницу в фоторассказах, я была уверена, что именно она станет основным впечатлением о Чехии.

Церковь маленькая, белая, снаружи ничем не украшена. Вокруг нее кладбище, есть на нем и свежие захоронения. Странно – кому вдруг захотелось хоронить своих умерших в таком людном месте?

Мама с Варей, наскоро сфотографировавшись, ушли гулять, я же задержалась. Как ни крути, не часто такое увидишь4.

5. Вена

Если Прага – город астрономов, то Вена – город музыкантов и философов. С музыкой проще – венский оперный театр диктовал музыкальную моду всей Европе. Философов же – от Гете до Фрейда – вероятно, заносило туда

Лошади. Манеж Сокровищница Габсбургов Демель, венский кофе, марципан. Игра в тарелки перед президентским дворцом Витрины

Нина Табакова

Прага, Вена, май 2012