Смоленск, или Наш ответ китайской стене

    В Смоленске мы провели два дня: на самом деле одного вполне достаточно. Добираться в обе стороны удобно ночным поездом.

    Смоленск был последним неосмотренным городом в окрестностях Москвы: начав с Великого Новгорода и Калуги, я еще в первые несколько лет объехала их все. В Смоленске я рассчитывала увидеть что-то похожее на Белоруссию: небольшие зеленые ухоженные улочки, памятники в честь военных побед и потерь. Ведь Курск, Смоленск и Волгоград – пожалуй, самые пострадавшие от войны российские города. Однако Смоленск оказался совсем не похожим на Бобруйск.

    На гербе города изображена птица Гамаюн: вещая птица древнеславянской мифологии, которая, по преданию, и рассказала людям о богах и происхождении самих людей. Образ Гамаюна поэтичен и не требует дополнительной изобретательности, поэтому в элементах архитектуры и декорациях Смоленска распространен чрезвычайно. Первого Гамаюна мы увидели на шторах поезда Москва-Смоленск, дальше они встречались регулярно.

    Очень красив смоленский вокзал; в противовес большинству смоленских памятников он находится в очень хорошем состоянии, там следят за чистотой и ремонтом. К сожалению, сразу же после выхода ухоженность резко идет на убыль.

    У входа в вокзал скульптура русалки с сильно выраженным целлюлитом

    Рядом гуляют жизнерадостные собаки.

    После Смоленска "теневые" фото вошли у нас в традицию.

    Просто гуляем

    Не могу пройти спокойно мимо политических лозунгов!

    Слова излишни

    Грееемся у вечного огня

    Смоленск сильно пострадал в войну, об этом напоминают многие монументы. Один из самых выразительных - "Опаленный цветок", памятник детям-узникам концлагерей в Парке Пионеров.

    Еще есть памятник Твардовскому

    А вот эта парочка сидела в непосредственном соседстве с Твардовским и Теркиным - похожи, правда? Меня расстроила эта картина: не люблю пьющих подростков и не вижу в этом ничего нормального. И да, меня многое расстроило в Смоленске. От него веет какой-то безысходностью, тоской (хотя мы ездили туда в мае и во вполне себе жизнерадостном настроении). Картинка вызывала смех и слезы одновременно; на фото – утро субботы, а детям дай бог лет 15…

    Например, в Глинковском саду стоит бронзовый олень. В 1944 году он в качестве военного трофея был вывезен с дачи Геринга (факт такого потрясающего нестяжательства со стороны советских солдат не оставил меня равнодушной: ведь взяли не золото и драгоценности, а скульптуру оленя, чтобы поставить ее в парке на радость советским детям), несколько раз был затребован обратно правительством Германии, однако же так и не передан. История оленя впечатлила меня больше, чем он сам; огромный, памятный с детства чугунный лось в Барнауле, по-моему, и красивее, и устойчивее, и более монументальный.

    Расстроило меня отношение к оленю смолян: на него не только усаживали детей, но и без зазрения совести залезали сами, а спрыгивая, повисали на оленьих рогах всем своим немалым весом. Для оленя это имело весьма печальные последствия в виде отломленного левого рога, но похоже, что «красивые» фотографии были для смолян важнее. А ведь можно сфотографироваться аккуратно, не ломая скульптуру!

    Олень и как с ним правильно фотографироваться (Смоленск)

    Лось (Барнаул) - немного ностальгии

    Неподалеку от оленя расположен памятник Глинке – мне очень понравилась ограда в виде нотных знаков (она поставлена на 40 лет позже самого памятника и является, по сути, отдельным произведением искусства), сам же памятник достаточно обычный. Каждый полный час из динамиков рядом с ним раздается «Камаринская». Динамики не воспринимаются, как единое целое с памятником, играют как будто сами по себе, и чтобы опознать их единство, мне понадобилось несколько включений.

    Памятник Глинке и музыкальная ограда

    От оленя и памятника Глинке прямая дорога ведет к Успенскому собору и расположенному прямо рядом с ним памятнику Кутузову. Собор довольно красив, правда, со всех сторон окружен мусорными свалками. Храм довольно новый – чуть больше ста лет, что логично: после войны старых зданий в Смоленске почти не сохранилось.

    У собора - порядком замусоренная смотровая площадка.

    Внутри собор чистый, отремонтированный и симпатичный.

    У памятника Кутузову лежат букеты одуванчиков - одна из немногих милых и трогательных деталей в этом городе.

    Много памятников посвящено войне с Наполеоном, больше других впечатлил памятник героям 1812 года, так называемый «памятник с орлами» в Кутузовском саду. Орлы символизируют Багратиона и Барклая-де-Толли (Багратион был ранен в сражении под смоленском, и, не приди Барклай-де-Толли на помощь, мог бы и не удержать оборону; эта история и представлена памятником в аллегорическом виде), гнездо – Россию, а вот галльский воин показан человеком, безо всяких иносказаний.

    На гербе внутри венка с разных сторон памятника – двуглавый орел и птица Гамаюн, символ Смоленска (см. также фото в начале рассказа).

    Памятники, расположенные в городском парке, мягко говоря, не слишком ухожены. По некоторым из аллей мы просто боялись идти, взглянув на количество усеявшего их птичьего помета. Фото прикладывать не буду - перейду сразу к описанию основной достопримечательности.

    Самое главное украшение города – смоленская крепостная стена, 1602 года постройки, вторая по размерам в мире после Великой китайской стены (протяженность - 6,5 км, построена в оборонных целях - защитить город). Ее автор - зодчий Федор Конь, около одной из башен.

    Городская телебашня, для масштаба. А ведь Смоленская стена существенно выше большинства своих современниц: она трех-, а не двухъярусная. А телебашня высотой не так уж и примечательна.

    Стена изумительно красива и, в отличие от Великой китайской, действительно «торкает» сохранившимся духом старины, живой древнерусской историей. В нескольких местах на нее можно подняться.

    В Смоленской крепостной стене нет ни одной одинаковой башни. В девяти башнях имелись проезжие ворота. Главная проезжая башня - Фроловская (Днепровская), через которую проходил выезд к Москве. Второй по значению была Молоховская башня, открывавшая дорогу на Киев. Семь дополнительных воротных башен (Лазаревская, Крылошевская, Авраамиевская, Никольская, Копытенская, Пятницкая и Воскресенская), были сделаны попроще, и не имели того значения, как первые две. Тринадцать глухих башен имели прямоугольную форму. С ними чередовались шестнадцатигранные (семь башен) и круглые (девять). Сейчас, конечно, через когда-то основные транспортные пути проходят в лучшем случае тропинки. В худшем случае бывшие ворота представляют собой тупик, упирающийся в мусорную свалку.

    Прогулка вдоль стены

    Башня Веселуха

    Толщина стены

    Но впечатление от стены безнадежно испорчено тем состоянием, в котором она находится: если разрушенность еще можно счесть живописной, то граффити (которое здесь не принимает форму искусства: самые приличные из надписей гласят «Цой жив», прочие мы цитировать не будем), запах мочи и прочие остатки человеческой жизнедеятельности ничем не могут быть оправданы. Вдоль большей стены протянулась мусорная свалка. Поистине Смоленск – город смеха сквозь слезы, ежесекундного чередования восхищения и разочарования.

    Ближайшие часы, впрочем, выявили причину использования стены как заменителя туалета: общественных туалетов в Смоленске просто нет! Они иногда бывают примерно в одном из трех кафе, пускают в них только при покупке обеда (не могу же я обедать каждые два часа!), что, наверное, дороговато для большинства жителей, которые пользуются, чем придется.

    Граффити

    По смоленской стене, как и по китайской, можно и желательно прогуляться. В Смоленске это бесплатно (хотя я, право, предпочла бы переплатить). С высоты смоленской стены открывается вид на город и гуляющих по крышам котов. В качестве туалета используется только низ стены, так что наверху нет неприятных запахов и не так близки мусорные кучи.

    Некоторые граффити могли бы быть даже красивы

    Коты поднимают настроение

    А у Саши - Пепси!

    Прогулка по городу заняла у нас около 8 часов – одного дня для поездки в Смоленск более чем достаточно. Для ночевки мы выбрали мотель «Феникс» в 20 км от города (гостиниц не много, а не, которые есть, неоправданно дороги, дешевле, чем за 5 000р мне ничего не предложили; номер в «Фениксе» стоил 1000р). Сам отель очень милый, чистенький, с огороженной территорией, однако же добраться к нему невозможно иначе как на такси, поэтому останавливаются в нем исключительно водители-дальнобойщики. На месте администрации «Феникса» я пустила бы автобус от отеля до города – поток посетителей непременно вырастет в 2-3 раза!

    Думаю, на этом можно закончить рассказ: остальное время мы провели в загородном мотеле, не выезжая в город, загорая на первом весеннем солнышке и занимаясь своими делами, а вечерним поездом в воскресенье вернулись обратно. Добавить к рассказу больше нечего, кроме разве того, что хотелось бы увидеть Смоленск более чистым, продуманным и ухоженным, ведь там есть о чем позаботиться.


    Понравился пост? Поделись ссылкой:


    Комментарии