Дорога голубой мечты

    Барнаул – Новосибирск – Кемерово - Мариинск – Ачинск – Красноярск – Канск – Тайшет – Тулун – Иркутск – Байкал. И обратно.

    О том, как всё начиналось, или В мечтах о дороге

    Картина изображала корабль, вздымавшийся ни гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Корабль был изображён с самый момент взлёта. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Разорванные облака низко трепетали над океаном. А.Грин, "Алые паруса"

    Байкал. Место, с которым связано множество легенд, где на глубине 20 метров виден каждый камушек, с его ледяной водой, синими горами и зелёными лесами по берегам... А из него вытекает Ангара, где в годы строительства БАМа теплоходы не могли пройти по середине реки, потому что их разламывало течением (слышала я и такую историю). Последней каплей стала реклама минеральной воды "Байкал" с фотографией сказочно красивого озера – тогда желание увидеть Байкал стало просто нестерпимым. Значит – нам туда дорога, и я начала поиск попутчиков.

    Преамбула. Наверное, еще много лет мои ровесники из города Барнаула будут помнить меня как Нину-автостопщицу. Автостопом я ездила действительно много, и было тому несколько причин. Первая и самая очевидная из них – финансовая: уровень жизни большинства населения края сильно не дотягивал до прожиточного минимума, и моя семья не была исключением. На поездки просто не было средств, автостоп же позволял передвигаться бесплатно. Вторая и более важная, та, благодаря которой я и теперь горжусь своим предыдущим опытом: автостоп позволяет увидеть мир настоящий, какой он есть – а не каким кажется из-под крыла самолета или из окна звездного отеля, поговорить по дороге с людьми, узнать, чем живет и радуется местное население. Именно автостоп позволил мне выработать в себе терпимость к людям и ситуациям и веру в хорошее: если это действительно нужно – тебе обязательно помогут. Хотя кое-какие детали из теперешнего моего повествования и остужают слегка пыл человеколюбия.

    Итак, на Байкал я добиралась автостопом. Поскольку другого способа не было, да не особенно-то и хотелось.

    В моём распоряжении было не более двух недель. Время я рассчитала следующим образом: три дня нужно, чтобы добраться туда (2050 км от Барнаула до Иркутска), три - обратно и дня четыре там. Но выезжать надо было завтра же, сегодня же, сейчас же. Тогда, если повезет, дня три будет в резерве.

    Вы когда-нибудь пробовали прямо сейчас оторвать человека на две недели ото всех его планов? Если нет, то скажу вам, что не так-то это просто, даже если человек – студент на каникулах (а Интернета в Барнауле тогда было не так уж и много, и до сайта попутчика-нет я добралась только спустя еще много лет после описываемых событий). Но с третьей или четвертой попытки я вышла на мою Лару.

    Ехать вдвоём с девушкой было страшновато, тем более, что опыта многодневных поездок автостопом ни у одной из нас не было, мой максимум на тот момент, дорога Санкт-Петербург – Москва, была пройдена за один день. Но по ту сторону страха был Байкал! И мы решились.

    Забегая вперед, скажу, что моя вторая - и пока последняя многодневная, а точнее, двухнедельная поездка автостопом по маршруту Петрозаводск-Соловки-Мурманская область-Карелия состоялась в августе 2003 г. уже из Москвы.

    Родителям мы ничего говорить не стали, сочинив дежурную байку о том, что уехали с друзьями в лагерь спасателей в Камне-на-Оби. Зато построили систему подачи сигналов тревоги (попрошу не смеяться, не было у нас мобильников в те золотые времена): посылали телеграммы на адрес одного из наших друзей, другие звонили ему и узнавали новости. В случае пропажи известий от нас на уши бы встал весь Барнаул. И все же.

    Дорогие мои нынешние и будущие автостопщики! Никогда, никогда не повторяйте наших ошибок (имею в виду родителей)!!! Езжайте по-честному, предупредив всех, а не то изведетесь в дороге: как там они? Что творится дома? И вечная, везде преследующая мысль: только бы не узнали, только бы кто-нибудь не проговорился, мама же умрёт от страха. Там, под Иркутском, за себя мы уже не боялись.

    Недолгие сборы, поиски котелков, палатки. Котелки нас немного задержали: договорилась с родителями друга, что заберу их на следующий день утром, поэтому выехали мы на следующий день не в 6 утра, как хотели, а часов в 11.

    День первый. По знакомым рельсам.

    Понедельник, 2 августа

    Стоит Мюллер на обочине дороги и голосует. Мимо проезжает Штирлиц на своей машине, сигналит и едет дальше. Через некоторое время Штирлиц снова видит Мюллера на обочине и снова не останавливается. Когда Штирлиц увидел Мюллера в третий раз, он подумал: "Кольцевая".
    - "Издевается", - подумал Мюллер.
    (анекдот)

    Начало августа на Алтае бывает жарким. Поэтому 5 км от моего дома до трассы со здоровенными рюкзаками килограммов по 18 показались нам совсем не близкой дорогой.

    Привычный, на сто раз проезженный путь в Новосибирск. В среднем на него уходит около трёх часов. Но почему-то именно в тот день нас никто не хотел брать: то ли рюкзаки наши казались слишком уж внушительными, то ли сам наш вид не излучал уверенности. До Новосибирска нас подбрасывали УАЗики и легковушки, едущие в какой-нибудь посёлок, расположенный в 50 км от места нашей стоянки, быстрые, но недалёкие. Впрочем, как водится, последние 50 км провёз шофёр, едущий из Барнаула – ещё одна вариация на тему закона Мёрфи. По дороге мы то и дело обгоняли ранее не взявшие нас КамАЗы и через каждые 50 км весело махали им руками во второй, третий, четвёртый раз. Вследствие чего и вспомнили указанный в эпиграфе анекдот, который стал нашим девизом на протяжении всего путешествия.

    Решив попробовать проехать Новосибирск транзитом, т.е. не выходя в городе, а на проходящей сквозь него машине, мы просим высадить нас за 5 км до въездной таблички. Нас высаживают, но не тут-то было. Поймать проходящую машину совсем не просто. Потеряв около получаса, отправляемся-таки в Новосибирск.

    Водитель фургончика подробно объяснил нам, как пробраться через город автобусами. Редкое везение: обычно дальнобойщики не слишком хорошо знают населенный пункт, в который едут. Благодаря этому путь через Новосибирск – огромнейший город, экономическую столицу Сибири – занял всего около полутора часов.

    Вздохнув свободно, мы снова вышли на трассу. Следующий крупный город на нашем пути – Кемерово; там мы планировали заночевать в дежурном пункте поисково-спасательной службы. Помните знакомых спасателей из Камня-на-Оби, упомянутых в начале рассказа? Мы связались с ними, запросили адреса-пароли-явки, и спланировали несколько возможных встреч по пути. У знакомых знакомых спасателей, пусть даже в другом городе, вполне можно остаться переночевать.

    На кемеровской трассе нам повезло больше: на ближайшей же стоянке водитель грузовика взял нас до Кемерово (так мы просили). А по дороге выяснилось, что он едет даже не в Кемерово, а в Мариинск – небольшой городок, расположенный дальше по спланированному нами маршруту. Поколебавшись, всё же решили не терять время на остановку и ехать до Мариинска. Ночёвка в ПСС отменилась; отменилась и телеграмма домой из Кемерово.

    В Мариинске были около часу ночи. Водитель довез нас до контрольного пункта ГАИ на выезде из города, где ночью останавливают и регистрируют все проходящие грузовики. Там мы довольно быстро упросили двоих водителей, идущих парой, взять нас до Ачинска. По пути шокировали ГАИшников, рассказав им нашу историю… вообще-то странно, что они удивились, именно по этой трассе автостопщики «федерального значения» разъезжают довольно часто, а сам способ передвижения стар как мир (считается, что первым автостопщиком был Афанасий Никитин, описавший эту историю в своем «Хождении за три моря»). Везде, где люди пользуются транспортом, вы можете ехать вместе с ними. Везде, где люди едят, вы можете есть вместе с ними. Везде, где живут люди - можно жить и вам.

    Пять утра. Ачинск. Медленный, тяжело груженый КамАЗ до Красноярска. Лара взяла на себя тяжкий труд развлекать беседой водителя; я, пользуясь случаем, уснула.

    День второй. Неожиданности.

    Вторник, 3 августа

    Ты вот говоришь - "на гору", - перебила ее Королева. - А ведь я видывала горы, по сравнению с которыми эта - канава.
    Л.Кэрролл, "Алиса в Зазеркалье"

    В Красноярске мы очутились в 9 утра. Через город проходит сплошная трасса для грузовых автомобилей. Постояв на ней около получаса в тщетной надежде проскользнуть транзитом и Красноярск тоже, решили для начала разобраться с накопившимися делами.

    Первым делом отправились искать телеграф или переговорный пункт. После 15 минут странствий (под рюкзаком! по жаре!) добрый человек бесплатно подвёз нас по городу до ближайшего переговорного пункта. После бессонной ночи такая помощь оказалась весьма кстати. Междугородние телефоны в Красноярске, как и во многих других городах, работали по карточкам, минимальное время разговора по которой – 20-30 минут. Карточку покупать было невыгодно, поэтому пришлось удовольствоваться телеграммой. Делом вторым и третьим были покупка хлеба и таблеток от боли в горле для Лары, которая в первый же день пути умудрилась потерять голос – объелась дома арбузов из морозилки.

    Мы не пошли купаться в Енисее, смотреть город, отдыхать и отсыпаться, а поспешили дальше, закончив лишь самое необходимое. Хотя, вероятно, были не правы, Красноярск вполне заслуживает внимания. Выбрав по атласу автомобильных дорог (он же стопник; атлас этот жив у меня по сей день и хранится как светлая память) ближайшую деревню к востоку от Красноярска, стали спрашивать, как проехать до Берёзовки, а потом вышли из автобуса на повороте с трассы к самому этому поселку.

    На Красноярск у нас ушло часа четыре. Следующий по трассе большой город – Иркутск, до Байкала осталось чуть больше 1000 км. Настроение летящее, план по скорости перевыполнен в полтора раза. Первая машина - Volkswagen до Уяра (90 км от Красноярска) неслась на огромной для нас, с нашими рюкзаками, скорости. Мы уже размечтались, что к вечеру будем на месте. Не тут-то было!!!

    Такое впечатление, что дороги за Красноярском нет вообще! Это неподалеку от Новосибирска, где через 200 километров в любую сторону находится крупный город, движение машин за городом оживленное, а тут разве только телеги от деревни к деревне передвигаются. Весь транспорт сплошь груженый, под завязку набитый пассажирами, медленный и не далеко идущий, дальнобойный же транспорт представлен в первую очередь поездами. Под Уяром мы ждали около двух часов – невероятный, небывалый для нас срок. Зато это ожидание оказалось успешным. Нас подобрал ЗИЛ, едущий по нашей трассе до Тайшета; следом за ним ехал СуперМАЗ (от Красноярска до Тайшета они шли парой), который мог довезти нас до самого Байкала.

    СуперМАЗ с гордой надписью на боку «Селенгинский ЦКК» мы будем вспоминать еще очень-очень долго. Ехал он в посёлок Селенгинск под Улан-Удэ, куда вёз из Первоуральска колокола для церкви. Оказывается, Первоуральск – ближайшее место, где их делают. В ЗИЛе, кроме нас, был и ещё один попутчик – водитель грузовика, подстреленный «мафией» (уж не знаю, кого он так называл, но огнестрельное ранение было в наличии) где-то под Красноярском; ему нужно было в Тулун (400 км за Тайшетом).

    На границе Красноярского края и Иркутской области (300 км за день! позор! в день мы должны проезжать тысячу, и даже 500 км резерва за первый день не спасают) наши водители встали на ночевку. Поколебавшись и припомнив двухчасовое ожидание на дороге, кроме того, напуганные рассказами об ужасном состоянии дорог за Тайшетом, мы все-таки остались с ними. Несмотря на семь вечера. В эту ночь нам просто необходимо было поспать.

    Ребята накупили шашлыков, арбузов и кучу других вкусных вещей. Впрочем, девушек в машинах кормят почти всегда, причем вкусно, об этом я знала и из предыдущего своего опыта. Лес, речка (наконец-то почистили зубы), костер, отгоняющий комаров (репелленты не помогают), легкий треп на ночь и в 10 часов вечера – спать, спать. Мы в палатке, они в машинах.

    День третий, четвёртый. Суета.

    Среда, четверг, 4-5 августа

    Те же люди, и заботы те же...
    Б. Пастернак

    Мы встали часов в девять. Все вместе позавтракали в ближайшем трактире – водители угощали; это обычная практика в автостопе. Пассажиров кормят так же, как обычно кушают сами: приготовленными женой бутербродами, или же – чаще – ведут в придорожные кафе. И как же это было вкусно – с учетом семейного уровня доходов, дома я никогда не ела мяса в таком количестве! И так три дня, представляете? Красотаааа...

    Ах да! В наших 18-килограммовых рюкзаках лежал кой-какой запас продуктов: крупы, тушенки, сухарей. Но пока была возможность, все это мы откладывали на «черный день»… который, кстати, настал, но об этом позже.

    От Тайшета мы ехали впятером в двухместной кабине СуперМАЗа (двое водителей, мы с Ларой и простреленный). То и дело мы останавливались: то пообедать, то купить чего-нибудь, то перевязать нашего раненого, который видимо на радостях, что остался в живых, всю дорогу "не просыхал". К вечеру третьего дня высадили его наконец-то в Тулуне, и в кабине сразу стало просторнее.

    Скорость казалась убийственно медленной. Это раздражало; в некоторые моменты мне безумно хотелось плюнуть на всё и выйти, но я сдерживалась из странного чувства вежливости. Почему-то мне кажется неудобным отказать, когда кто-нибудь сам предлагает подвезти. Да и водители прониклись тревогой за нас и не хотели отпускать. "Жалко нам вас, девчонки, вдруг вам какие-нибудь суки попадутся, довезём вас до Байкала". Мы, в общем-то, тоже привыкли к ним. Тем более, что ради нас они старались поторапливаться и даже в ночь отъехали от Тулуна. Ночью за Тулуном хлынул дождь, и мы вчетвером ночевали в кабине машины; почти не спали.

    В Иркутской области оказалось существенно холоднее. И дожди лили почти постоянно. На четвёртый день мы выехали чуть свет и к обеду были в Иркутске. И всё бы хорошо, но в Иркутске у Супермаза с гордой надписью на боку «Селенгинский ЦКК» спустило колесо, да еще и, как назло, довольно далеко от телеграфа - не сбегать. Два-три часа ремонта, ещё 100 км и... ночёвка в 30 км от Байкала. Тяжело груженая машина не поехала в темноте по серпантинной дороге.

    Впрочем, я была почти довольна. Было действительно очень уютно. С ребятами, Олегом и Сашей, мы подружились, они относились к нам с вниманием, и создавалось подобие семейного (или с друзьями?) отдыха на природе. Мы гуляли по ближайшим сопкам, ужинали, общались и даже вымыли голову, разогрев на примусе воду. Нам с Ларой можно было ни о чем не беспокоиться. На этой ночёвке я узнала, среди прочего, что кедровые шишки не едят сырыми, а варят перед употреблением.

    День пятый, шестой. Байкал.

    Пятница, суббота, 6-7 августа

    Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит.
    Воланд.

    Утром Олег встал первым и приготовил горячий завтрак. Такая забота тронула меня; вдруг почему-то очень не захотелось расставаться. Но, увы, наша совместная дорога была окончена. Ехать под Улан-Удэ мы не могли, поскольку и так уже истратили слишком много времени.

    Теперь про Лару. Моя давняя школьная подруга, туристка, мечтающая только о путешествиях, незаменимый человек на природе, когда нужно поставить палатку или разжечь костёр (к стыду своему признаюсь, что разводить костер самостоятельно я на тот момент не умела), 9-го августа её друзья – спасатели из Барнаула отправлялись на сплав, куда обещали взять и её. Она хотела успеть вернуться к этому сроку, поэтому её план действий был таков:

    - Мы хотели посмотреть на Байкал, так ведь? Доедем, посмотрим, развернёмся - и сразу же обратно. Безо всяких ночёвок.

    Мне, конечно, такой вариант не слишком нравился, тем более, что шансов успеть у неё всё равно было маловато. Но... Лара ведь была единственным человеком, который бросил всё и поехал со мной, она выручала меня в машинах, когда мне хотелось спать, подсказывала решения в сложных ситуациях, и в итоге мы обе успешно добрались до Байкала. Не могу же я после всего этого бросить её. А она не хочет оставаться. Хотя, честно говоря, я надеялась, что, увидев Байкал, она передумает.

    Занятая такими мыслями, я уныло брела от трассы к берегу священного озера. Спуск с горы, железная дорога, какое-то болотце... И вот, наконец, можно скинуть рюкзак, кроссовки и кинуться к нему, родному. Зачерпывать пригоршнями воду и подбрасывать её вверх, рассыпая на тысячи мелких капелек, в каждой из которых светится солнце, бежать по воде к синим горам. Байкал, БАЙКАЛ, БАЙКА-А-АЛ!!! Переодеться, войти в прозрачную воду... Действительно, видны все камушки. Однако вода не холодная, по-моему, градусов 20, а после наших алтайских горных речек это и вовсе тепло.

    Минут сорок я могу только бегать, прыгать, плескаться, громко кричать и другими способами выражать свою буйную радость. Даже мысль о том, что мы, возможно, сейчас развернёмся и уедем, почти не занимает меня. Синее небо, синие горы, синяя вода – Байкал!.. Лара понимает.

    - Ну что, до завтра?

    - До завтра.

    Ставим палатку, устраиваемся. Дров найти не удалось, т. к. вокруг почему-то росли только зелёные деревья, а идти за дровами километра за три с нашими рюкзаками, да ещё тащить потом дрова обратно совсем не хотелось. Перекусываем тем, что есть из сухомятки, а через некоторое время мы замечаем идущую с севера громадную чёрную тучу. Исчезло синее небо, синяя вода и разноцветные камушки; всё стало серым и чёрным. Хлынул ливень.

    В палатке, под звуки капающего дождя Лара грустила, а я тихо радовалась. Меня потянуло в лирику, и я долго-долго рассказывала ей обо всём том, о чём так давно не было времени поговорить – кажется, ещё со школьных времён или с первого курса: о друзьях, проблемах, планах на будущее, о ней, о себе, о Байкале, о доме... А Лара вдруг перебила меня вопросом:

    - Интересно, что сейчас ребята (Саша и Олег) про нас говорят? Достали мы их, наверное…

    Понемногу наше настроение сравнялось, и у обеих стало спокойно-лиричным. Мы заснули.

    Проснувшись через пару часов, я поняла, что конца-краю дождю всё ещё не видно. Рядом со мной прополз паучок, видимо, тоже прятавшийся в палатке от дождя, я аккуратно выбросила его на улицу (снова под дождь! бедное животное!) и снова легла. Стало грустно. Пауки обычно не добавляют хорошего настроения, но в тогдашнем моём благодушном состоянии мне не хотелось вредить даже им. Откуда-то сверху прямо на меня свалился ещё один паук, раза в три покрупней. Я, передёрнувшись, отбросила его подальше и сразу же на стенке заметила третьего. Стало совсем противно. Похоже, отмахиваться от пауков в этом месте было бесполезно. Я зарылась головой в спальник и подумала: "Ну вот, приехали в паучатник... Путешественницы". Захотелось домой.

    Полежав немного, я пошла гулять в поисках лучшей жизни. Вскоре встретила компанию из Иркутска, чтобы поднять настроение, пообщалась. На разведённом ими костре мы сварили ужин (из наших продуктов пришлось готовить на всех, но мы всё равно остались довольны – без их помощи мы бы так и сидели голодными). В довершение всех бед двое из этой компании напросились ночевать в нашу палатку. Хотя эта идея и не привела нас в восторг, деваться было некуда: пришлось пустить.

    На следующий день, в субботу, мы решили ехать обратно, хотя, подождав до воскресенья, могли бы переночевать в приличной квартире. Может быть. Не знаю, насколько следовало доверять нашим иркутским друзьям. Мне не хотелось уезжать, но Лара настояла, и, отбросив надежду на то, что погода всё-таки улучшится, мы снова вышли на трассу.

    Очень скоро мы поняли, что спешка до добра не доводит. Субботний вечер – не лучшее время для автостопа, впрочем, как и воскресенье, поскольку транспорт в Иркутской области преимущественно служебный. Однако то, что мы так рано выехали, помогло случиться ещё одному важному событию.

    В УАЗике, отвозившем нас на 10 км от КПП, кроме нас, сидело ещё два парня-автостопщика. Они возвращались с фестиваля рок-музыки в Байкальске и, как и мы, держали курс на Иркутск. Один из них жил в Братске, другой – в маленьком городке Черемхово к западу от Иркутска. Правда, как потом выяснилось, ехали они вовсе не домой. Мы разговорились с ними, оставили адреса и решили для разнообразия поехать в Иркутск, поменявшись парами, и встретиться там на железнодорожном вокзале. Рома, мой партнёр, предложил заключить пари: кто быстрее? Лара заинтересовалась:

    - На что спорим?

    Мгновенность его ответа поразила меня:

    - На десять поцелуев принцессы (проигравшая принцесса целует выигравшего принца).

    Пари заключено, и мы с Ромой отправляемся вверх по серпантинной дороге, оставив внизу Лару с Лёшей.

    По дороге беседуем, и я узнаю, что мой спутник – бродяга в полном смысле этого слова, что у него нет ни дома, ни города, где он живёт, ни даже палатки, что он – человек дороги, напомнивший мне героев Грина. Романтическое благородство чувствовалось во всех его поступках: он оставил вторую пару в более выгодном месте, а сам ушёл вперёд (тут нужно сказать, что автостоп – одна из немногих ситуаций, в который отстающий имеет преимущество, ведь водители первым увидят того, кто ближе к ним, и если у них вообще есть намерение остановиться – они остановятся и возьмут этого попутчика, а не того, кто стоит через два километра после него. Ларо-Лешино преимущество сработало – машину они поймали первыми), забрал мой рюкзак (сам он путешествовал с маленьким рюкзачком десантника, оставшимся у него с армейских времен), потом, в Иркутске, отказался от ночёвки, на которую не мог пригласить всех нас - а ведь он видел нас впервые, и даже с Лёшей познакомился только на фестивале в Байкальске (Лёшина история оказалась не столь романтична – пропив все свои деньги на фестивале, он решил не возвращаться домой). И вот уже два года он ездит по стране, иногда подрабатывая в больших городах, и выбирает место, в котором ему хотелось бы жить. Указав на мой рюкзак, он спросил:

    - Вот этот, например, сколько стоит?

    - Около тысячи, - подумав, ответила я. Он присвистнул:

    - Да я на эти деньги за год со своим рюкзачком всю страну объеду!

    «И ведь объедет…» - подумала я. Ромка нравился мне всё больше и больше. Спросила:

    - Куда едешь?

    Он неопределённо махнул рукой:

    - На запад. Посмотрим.

    Тем временем мы прошли километра три (без рюкзака шагалось куда легче), встретили несколько Ромкиных приятелей (один из них дал мне адрес моей барнаульской знакомой, который я как раз искала; сам же приятель - Рома называл его Чайкой - был из Кургана) и, наконец, тормознули нашу "Газель". До Иркутска. Рассказали водителю нашу историю, про поездку и про пари, а километров через пять увидели на обочине... Лару с Лёшей. Водитель согласился взять и их тоже. Мальчишки с рюкзаками ушли в кузов (ещё один Ромкин хороший поступок), а мы с Ларой остались в кабине обмениваться впечатлениями. Таким образом, пари было разыграно вничью и (к счастью), целовать Лешу мне не пришлось, впрочем, как и Ларе – Рому.

    У Лары с Лешей сложилась нестандартная ситуация. Водитель подобравшей их машины оказался пьян и то и дело пытался продемонстрировать им свое искусство езды. В конце концов, Ларе надоело поминутно рисковать жизнью, она остановила машину и вышла из нее вместе с Лешей (в этом месте рассказа я понимаю, что сама я ни за что бы так не сделала). Еще километров через 10 мы встретили эту самую "Волгу", валявшуюся в кювете кверху лапками.

    В Иркутске мальчишки предложили ехать вместе и дальше, и я уже приняла было это на "ура", но Лара опять возразила, сославшись на намерение ребят уничтожить все наши съестные припасы. Намерение, впрочем, куда явственнее присутствовало у Леши – Рома был истинным романтиком.

    На иркутском вокзале все четверо тянули одеяло себя. И опять благороднее всех оказался Рома: только он соглашался принять любые наши условия. Через 15 минут наше "одеяло", не выдержав, лопнуло по всем швам. Заметив Ларино нежелание оставаться вместе, мальчишки собрались и ушли на электричку до Черемхово. А мы остались ждать, решив попытать счастья с поездами. Это была моя вторая большая уступка Ларе за тот день - ну что ж, уезжая, мы обещали беречь друг друга и сдержали обещание. Кроме того, Ларе просто гораздо меньше повезло с напарником.

    И все-таки. Ромка, если ты когда-нибудь прочитаешь это, знай, что я буду очень рада видеть тебя.

    День седьмой. Поезда, или Невезение

    Вс., 8 августа

    Куска лишь хлеба он просил...
    Лермонтов

    Оставаться в Иркутске Лара тоже не захотела. Поэтому звонить спасателям мы очередной раз не стали, а списанный мною в газете "Вольный ветер" телефон иркутского клуба автостопа оказался недействительным. У Лары были и родственники в Иркутске, но к ним зайти мы не могли, поскольку семьи о нашей поездке не знали.

    Почему-то Ларе вдруг стало неловко просить у чужих людей. Ну разве можно ездить автостопом с таким комплексом? – если уж выехал, нужно сначала вернуться, а потом уже мучиться рефлексией. Ничего не поделаешь, пока не попадешь обратно домой.

    Психологически обратный путь оказался достаточно тяжелым. Голубая мечта была позади, а впереди только трудности дороги. Нас мучили мысли о доме, давила физическая усталость от вечного недосыпания... В общем, нам стоило пожелать лучшего. Все желания, связанные с благами цивилизации (позвонить домой, принять горячую ванну, переночевать в теплой квартире), а также желания, связанные с большими временными затратами (пожить на Байкале, отдохнуть на Ангаре, пособирать черники и сварить из нее компот, влезть на Красноярские столбы, посмотреть на город) оказались подавленными. Хотелось только одного – назад в Барнаул.

    Чтобы не терять времени на сон, мы решили отоспаться в каком-нибудь поезде, идущем на запад (ситуация, в которой вы договариваетесь с проводником о бесплатном проезде в поезде, тоже считается автостопом и не оценивается в соответствующих кругах как неспортивная). Побродив у расписания, выбрали поезд Иркутск – Усть-Илимск, идущий через Тайшет. До его отправления оставалось часа два, и мы пошли гулять по вокзалу.

    Первый поезд, который мы увидели, носил гордое название Восточный Экспресс. Он возит по России иностранных туристов, останавливаясь в больших городах, чтобы эти туристы могли побывать на экскурсии (этакий сибирский аналог пароходов по Золотому кольцу). В него нас, естественно, не взяли – чего и следовало ожидать, не удручать же высокий контингент нашими неумытыми физиономиями. Все равно обидно. Но это были еще цветочки.

    От нечего делать доехали электричкой до Ангарска. Ехать электричкой дальше побоялись, подумав, что быстрее едущий поезд может и обогнать ее. Купили билеты Ангарск-Усолье-Сибирское (ближайшая станция) и стали ждать. Наступила ночь.

    Мы зашли в поезд. Общий вагон был переполнен: о том, чтобы прилечь, не стоило и думать. Некоторое время мы колебались: попробовать ли нам проехать зайцами или идти договариваться с проводником. Решили пойти договориться. Зря, зря мы это сделали.

    После долгих уговоров проводник согласился довезти нас до станции Зима (примерно треть пути до Тайшета). Поезд прибывал туда в два часа ночи. В оставшееся у нас время был совершен долгий "забег" по всем вагонам, разговор со всеми проводниками, с начальником поезда, с пассажирами. Нас спрашивали:

    - А куда едете-то?

    - До Тайшета, но возьмите нас хотя бы до утра.

    Бесполезно. Никто нас не взял. И, несмотря на всю мою уверенность, что никто не высадит двух девчонок неизвестно где посреди ночи, в два часа мы оказались на вокзале в Зиме. Как потом выяснилось, на железной дороге была ревизорская декада.

    За ночь в Зиме проходило три или четыре поезда в нашу сторону (только пассажирских, потому что стоянка товарняков была в другом месте). Мы обошли все поезда, все вагоны, поговорили с каждым проводником, со всеми начальниками поездов... Работающей на станции тетеньке мы сочинили слезную историю о том, как у нас кончились деньги, и мы хотим домой, в Красноярск, и она лично просила за нас всех машинистов - ничего. Остаток ночи проторчали на вокзале, а утром выехали электричкой (и даже в ней пришлось купить билет до ближайшей станции) до поселка Куйтун, где железная дорога вплотную сходится с трассой.

    Трасса и вправду проходила в 100 м от станции. Но нам еще предстояло столкнуться с фундаментальными познаниями деревенских жителей в области географии, а также современного русского языка. Сочетания "иркутская трасса" и даже "дорога на Иркутск" ни о чем им не говорили! По итогам весьма путаных разговоров мы выбрели на какую-то проселочную дорогу, по которой ездили исключительно мотоциклы с сеном и грузовики с асфальтом. Разницы мы не заметили, поскольку "иркутская трасса" по качеству от проселочной дороги ничем не отличалась.

    На этой дороге мы простояли около часа. Но проходивший по ней скудный транспорт не пожелал останавливаться, и мы, измученные бессонной ночью, ушли в сторону: разводить костер, пить чай, варить суп...

    Посидели. Часика два (заставить себя подняться раньше не смогли). Вышли на трассу. Водитель остановившейся наконец машины объяснил нам, что мы едем не в ту сторону. Мы перешли через дорогу, вернулись в деревню и, пройдя ее всю пешком, все-таки оказались на М-53, уже к обеду. Доехать в тот день удалось только до Тулуна (около 100 км). На ночевку решили встать пораньше. Поели, выспались и стащили себе на завтрак пару огурцов с ближайшей дачи. Перед сном долго говорили о доме, о наших попутчиках, о самом автостопе, о том, как холодно в Иркутске и тепло дома, о том, что в Барнауле еще рано – на целых два часа меньше... Наконец, уснули.

    День восьмой. В поисках верного пути, или Техника кормления медведей

    Понедельник, 9 августа

    Было так много:
    Пыль и дорога,
    Зло и добро до упаду.
    Е.Терешкина

    С утра нам стали попадаться машины, идущие в ближайшие деревни. Передвигаясь с каждой машиной в среднем километров на 50, к обеду мы оказались в Алзамае (250 км). Там приключился казус: выяснилось, что в нашей последней машине – рефрижераторе с мороженым – мы забыли стопник. На наше счастье, этот рефрижератор, поплутав два часа по Алзамаю, должен был ехать в Тайшет; мы просто переждали эти два часа, ничего не тормозя. За это время я сбегала на почту и дала телеграмму домой, а Лара сделала любопытное наблюдение: за два часа по трассе Москва – Иркутск в районе Алзамая в одну сторону проходит в среднем 11 легковушек, 3 грузовика и одна "Газель"... Получите-распишитесь, столичные жители!

    Мы вернули атлас, доехали до Тайшета, а потом и до поселка Юрты – у самой границы с Красноярским краем. Здесь наши водители сворачивали. Кстати, прямо на трассе в Юртах стоит клетка с двумя бурыми медведями – местная достопримечательность. Немногочисленные водители выходят на них посмотреть, и приносят им конфеты. И я тоже кормила медведей с рук – тут самое главное не подносить руку слишком близко, чтобы медведь мог дотянуться до ладони, только вытянув язык (а язык у медведей длинный), но ни в коем случае не дотянулся бы до руки носом, а тем более зубами.

    Было уже поздно, но еще раз ночевать в Иркутской области я отказалась наотрез. И так уже она нам осточертела, тем более, что в Красноярском крае время на час меньше. Конечно, в реальной жизни это мало что меняло, зато душу согрело бы. На худой конец можно дойти и пешком.

    И мы пошли. Я наудачу махнула рукой проходящей мимо машине ("Range Rover" - такие редко когда останавливаются даже будучи пустыми), но - чудо! - она вдруг затормозила. Я подбежала к ней и оказалось... Оказалось, что водитель не только согласен нас взять, но еще и едет до... Бердска!!! (это городок к югу от Новосибирска, уже на пути к Барнаулу.) Нашей радости не было предела.

    На машине стоял якутский номер. Водитель, дядя Сережа, сказал нам, что перегоняет из Якутска машину некоего итальянца, решившего вернуться к себе на родину. Перевозить машину самолетом ему (итальянцу) показалось дорого, и вот дядя Сережа гонит ее до Новосибирска, а там передает другому шоферу. Дядя Сережа был в спецназовской форме, у него был пистолет (похвастался, что итальянец велел защищать машину). Но на радостях мы не обратили на это особого внимания.

    В тот вечер мы проехали Канск и легли спать, не доезжая примерно 200 км до Красноярска.

    День девятый. Еще не дома.

    Вторник, 10 августа

    Когда мы, дружище, вернемся туда,
    Откуда ушли давно?
    Когда мы пробьемся сквозь полчища туч
    И через все ветра?
    Ю. Визбор

    Мы встали в 4 утра и рванули. Увы, нам не повезло: под Красноярском наша машина "сломалась" и поехала "в ремонт", сказав нам, что, если за эти 3-4 часа мы не уедем, снова подберет нас. Брать нас до автомастерской он категорически отказался, хотя мы просились. Жаль было терять такую возможность. Мы прекрасно понимали, что ни через 3, ни через 4 часа мы с ним не встретимся.

    Думаю, дядя Сережа просто решил избавиться от нас перед какой-нибудь важной встречей: очень уж подозрительной при ближайшем рассмотрении показалась нам его форма, вооруженность и марка машины в сочетании со странными, порой противоречивыми рассказами. Впрочем, зла мы на него не держим: провез немного - и на том спасибо.

    Тяжело вздохнув про себя, мы вылезаем из машины в ледяное красноярское утро. Оно показалось нам ничуть не лучше иркутских ночей. Туман закрывал видимость. И опять страшно захотелось домой, в мягкую постель и в горячую ванну. И расхотелось идти на Красноярские Столбы (заповедник около Красноярска - была у нас и такая идея; увы, у меня она до сих пор не осуществилась).

    Под Красноярском трасса вновь стала оживленной, и процесс пошел по обычной схеме. КамАЗ до Красноярска, его водители вспомнили еще двух автостопщиц, из Москвы, которых они тоже подвозили на Байкал. Вообще надо сказать, что в этом путешествии мы встретили довольно много «коллег», правда, не со всеми удалось поговорить. У нас на Алтае автостопщиков из столиц встретишь не часто, в основном они от Новосибирска едут дальше на восток, а тут нам вдруг оказалось с ними по дороге. Познакомиться с «профессионалами» было интересно.

    Медленно-медленно пробирались через Красноярск. За время путешествия мы осмелели и уже не стали искать по стопнику ближайшую деревню, а честно рассказали кондукторше в автобусе, что едем стопом, и попросили объяснить, как добраться до трассы. Именно трассы, а не вокзала, откуда идет транспорт на Кемерово. В автобусе проехали нужную остановку, и пришлось возвращаться. С большим трудом все же выбрались; уже за городом долго не могли найти нужную нам дорогу, а все машины предлагали довезти нас до некоего поселка Емельяново в 10 км. В конце концов мы выехали до этого Емельянова, где, слава Богу, все дороги соединялись.

    Немного постояв, поймали легковушку до Ачинска, оттуда КамАЗ до Кемерово. В Кемерово мы были в 5 утра.

    День десятый. Возвращение.

    Среда, 11 августа

    Дорожки уводили Алису то взад, то вперед, но всякий раз приводили обратно к Дому.
    Л. Кэрролл

    Этот день был одним из самых значимых во всем путешествии. Кроме, пожалуй, двух дней, проведенных на Байкале, почти самым желанным. Раннее утро в Кемерово показалось мне, несмотря ни на что, достаточно приветливым: было гораздо теплее, чем в Иркутске и Красноярске; кроме того Кемерово – это ведь всего 500 км от Барнаула. Это же почти дома! По дороге от Ачинска до Кемерово мы познакомились с Сержем. На трассе его было видно издалека по профессиональной автостопной куртке ярко-оранжевого цвета со светоотражающими полосками (в народе «СОПли»), и такими же светящимися наклейками на рюкзаке. Он был явно лучше нас подготовлен к путешествию.

    Серж оказался одним из группы в семь человек, которая выехала из Кирова (!) на рок-фестиваль в Байкальске (вот, оказывается, откуда были те автостопщики, которых мы видели из окон машин). Он рассказал нам кучу полезных и познавательных путевых историй. Выглядел он куда более бодрым, чем мы, и, похоже, пытался зарядить нас оптимизмом: все его истории звучали так – это ещё что, а вот бывает... Оказалось, что дела могут обстоять гораздо хуже, чем у нас, так что нам вроде стоило радоваться своей участи. Я слушала его, раскрыв рот, Лара – скептически. В шесть часов проезжающий мимо КамАЗ взял нас с Ларой до Новосибирска, и мы простились с Сержем.

    Водитель КамАЗа оказался большим оригиналом... На входе он спросил нас:

    - Песни петь будете? - стандартная, в общем-то, шутка.

    - Будем. Обязательно, - дружно заявили мы.

    Увы – шутка оказалась совсем не смешной! Вскоре выяснилось, что в кабине у него сломался магнитофон, и он решил взять нас вместо него. В предыдущей машине я спала, а общалась Лара, теперь была моя очередь болтать. Водитель никак не реагировал на мои слова, но стоило мне на минуту замолчать, как начинались претензии. Пять часов (отвратительно медленный КамАЗ) до Новосибирска мне пришлось трепаться без передышки, причем мои рассказы как будто проваливались в черную дыру. Никакого ответа не было. До такой степени чувствовать себя вещью (магнитофоном в данном случае) мне ещё не доводилось.

    Ну да ладно. В Новосибирске мы решили проехать электричкой до Бердска (в сторону Барнаула за Новосибирском множество маленьких посёлков, куда ходит маршрутный транспорт, что весьма затрудняет автостоп). Пока ждали электричку, прошло довольно много времени – такое расписание. И вот наконец: три часа дня, барнаульская трасса. Все трудности пути пройдены, можно расслабиться, дальше не будет ничего сложного до самого дома: ни дороги через город, ни ночевок, ни неприятных встреч... А поскольку безумно хотелось попасть домой как можно быстрее, мы с Ларой решили разделиться (уезжать в одиночку всё-таки быстрее, ведь вдвоем мы загромождали всю машину, поэтому нас могли взять только водители, едущие по одному). Поэтому Лара отправилась к ближайшему кафе (выгодная позиция), а я пошла вперед (проигрышная).

    Последнее, чему меня научил этот день – осторожность в общении с сотрудниками милиции. На КПП в Кемерово нас чуть не отправили куда подальше из-за того, что я слишком свободно и «подозрительно» разгуливала по стоянке. По пути в Барнаул благожелательно ко мне отнесшийся милиционер из Линёво предложил посадить меня в машину до Барнаула (моя машина была до Черепанова – на полпути). Не надо, конечно, было упрощать и без того несложное дело, но я по своей наивности согласилась. В итоге я прождала полчаса, в тщетной надежде, что он, наконец, освободится и выполнит своё обещание, но так и не дождалась. И ушла. В общем, никаких проблем не возникло, но и приятного мало.

    В шесть часов вечера я наконец-то оказалась дома. Дома!!! Как я хотела этого! Как боялась, что мама вдруг узнает о нашем с Ларой местонахождении! Но всё, слава богу, обошлось, хотя и приключился маленький эксцесс: Лара сказала своим родителям что-то, отличающееся от моей информации, но у моей мамы хватило такта на то, чтобы её успокоить.

    Вот и всё. На этом наша история заканчивается, надеюсь, не навсегда. Эта поездка была интересной и познавательной, дала нам кучу нового опыта и, кроме того, показала, каким он бывает – путь к мечте.

    И последнее, для тех, кто сомневается: ехать ли. Не думайте больше – действуйте, и счастливого пути вам!


    Понравился пост? Поделись ссылкой:


    Комментарии